ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Проблемы взаимоотношений работодателя и выпускника вуза по специальности «финансы и кредит»

Relationship Problems of Employer and Graduate in Finance and Credit



Л.А. Подолянец
А.А. Порохова
Т.Н. Майдан
Lada Podolyanetz
Anastasya Porokhova
Tatyana Maidan
tena_@mail.ru
tena_@mail.ru
tena_@mail.ru
заведующая кафедрой финансов и кредита Института экономики и управления предприятиями сервиса ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики», доктор экономических наук, профессор
старший преподаватель кафедры финансов и кредита Института экономики и управления предприятиями сервиса ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики», кандидат экономических наук, доцент
доцент кафедры финансов и кредита Института экономики и управления предприятиями сервиса ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики», кандидат экономических наук, доцент
head of the Department of Finance and Credit of Institute of Economics and Management of Service Companies of St. Petersburg State University of Service and Economics, Doctor of Economics, professor
senior teacher of the Department of Finance and Credit of Institute of Economics and Management of Service Companies of St. Petersburg State University of Service and Economics, PhD in Economics, associate professor
senior lecturer at the Department of Finance and Credit of Institute of Economics and Management of Service Companies of St. Petersburg State University of Service and Economics, PhD in Economics, associate professor
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
St. Petersburg
Рассмотрены вопросы, связанные с модернизацией системы образования, на примере специальности «Финансы и кредит». Исследована система кадрового обеспечения в данной области. Проанализированы потребности банковской сферы в специалистах, а также предложены варианты решения проблемы качественной подготовки выпускников высших учебных заведений.
We consider issues connected with the modernization of educational system by the example of specialization “Finance and Credit”. The system of personnel supply is researched. We analyze the banking sphere needs and suggest ways to solve the problem of training skilled graduates.

Ключевые слова:

  • образование
  • специальность «Финансы и кредит»
  • Болонский процесс
  • профессиональные требования
  • преподавательский состав
  • корпоративный факультет
  • Keywords:

  • education
  • specialization “Finance and Credit”
  • Bologna process
  • professional requirements
  • teaching staff
  • corporate faculty
  • Обзор статьи

    Подготовка специалистов по экономическому направлению в вузах РФ получила крайне широкое развитие в 1990-х – начале 2000-х гг. В настоящее время трудно найти вуз, в том числе технический, естественнонаучный, который не имел бы экономического факультета. Следует отметить, что, если 20 лет назад такая необходимость была обусловлена отсутствием подобных специалистов в экономике в условиях перехода страны к рынку, то в настоящее время ситуация изменилась. Основным критерием введения экономических факультетов и специальностей является доходность этих специальностей и высокий спрос на них со стороны как абитуриентов, так и лиц, получающих второе высшее образование и/или осуществляющих переквалификацию. Результатом данных действий стало значительное перепроизводство специалистов экономического направления, с одновременным падением качества их подготовки. Особенно сложная ситуация сложилась для специалистов по направлению «Финансы и кредит». По сравнению с подготовкой специалистов по другим специальностям экономического направления, данная специальность имеет ряд особенностей. Во-первых, в силу недавности существования многих институциональных форм финансового рынка, эта сфера подвержена значительному и постоянно меняющемуся законодательному регулированию, что требует дополнительных затрат со стороны преподавателя на подготовку к лекциям. Во-вторых, в силу доходности финансового рынка данные институты развиваются интенсивно, и происходит постоянное изменение правил и особенностей деловой практики. В-третьих, в силу той же высокой доходности рынка, высшие учебные заведения покинули специалисты в области финансов, и на определенный период произошел значительный разрыв традиций и преемственности поколений в преподавании. В-четвертых, сложилась следующая тенденция по защите диссертационных работ в области финансов. Если по остальным экономическим направлениям из десяти аспирантов защищается три, то по финансам защищается один. Такая ситуация обусловлена, кроме всего прочего, и отсутствием возможности совмещать научную и текущую практическую деятельность в данной сфере в силу ее высокой интенсивности, по сравнению с другими экономическими направлениями. Особую специфику, даже по сравнению с общим направлением подготовки финансистов, имеет подготовка специалистов в области банковского дела.

    Список использованной литературы

    1. Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 г. № 142 «Об утверждении правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов» // Российская газета. 2009. 4 марта. № 36.
    2. Болонский процесс: проблемы и перспективы / под ред. М.М. Лебедевой. М.: Оргсервис-2000, 2006.
    http://sorochinsk.hh.ru/file/8850133.pdf/%D0%9E%D0%B1%D0%B7%D0%BE%D1%80_%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BA%D0%B0_%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B02 (дата обращения: 11.03.2013)
    4. РУСАЛ и Аналитический центр «Эксперт» представляют исследование по проекту «Российские корпорации и система образования», 07.12.2005 г. // Компания РУСАЛ: [сайт]. URL: http://www.rusal.ru/press-center/reg_news_ details.aspx?id=3930&ibt=7 (дата обращения: 11.03.2013)
    5. Харламов И.Ф. Педагогика. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1990.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2