ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

О необходимости смены парадигмы развития логистического менеджмента в контексте эволюции научного знания

On Need to Change Logistics Management Development Paradigm under Scientific Knowledge Evolution



М.Н. Григорьев
С.А. Уваров
M.N. Grigoriev
S.A. Uvarov
grigorievmn@ya.ru
s_uvarov@mail.ru
профессор кафедры экономики, организации и управления производством, Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова, кандидат технических наук, профессор
профессор кафедры торгового дела, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, доктор экономических наук, профессор
professor, Department of Economics, Organization and Management of Production, D.F. Ustinov Baltic State Technical University «VOENMEH», PhD in Engineering, professor
professor, the Department of Commerce, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, professor
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • экономическое развитие
  • социальное развитие
  • проблемы
  • человечество
  • логистика
  • маркетинг
  • обучение
  • Китай
  • Индия
  • билингва
  • трилингва
  • Keywords:

  • economic development
  • social development
  • problems
  • humankind
  • logistics
  • marketing
  • training
  • China
  • India
  • bilingua
  • trilingua
  • В настоящий момент важным инструментом перспективного экономического и социального развития человеческого общества должна стать логистика, накопившая на протяжении многовекового периода использования значительный практический опыт и весомый теоретический потенциал. Особую роль для Российской Федерации и дружественных стран она может сыграть в условиях политической и экономической нестабильности, свойственных текущему периоду истории. Особое внимание обращается на использование логистических подходов для преодоления трудностей в развитии человечества, имеющих объективный характер и возникших сегодня в первый раз на протяжении его многотысячелетнего существования.

    At the moment, logistics is to become an important tool of the long-term economic and social development of the society, which has accumulated significant practical expertise and theoretical potential over centuries. It can play a special role for the Russian Federation and friendly countries under political and economic instability of the current period. Special attention is paid to the use of logistical approaches to overcome the objective difficulties in the mankind development that arose for the first time in millenniums-old history.

    Обзор статьи

    Сегодня в первой четверти XXI в. России опять приходится решать вопросы, относящиеся к числу судьбоносных. Речь идет не только о таком объективном спорадическом явлении, как пандемия COVID-19, поразившем все человечество, не только о вполне субъективной нездоровой практике введения по отношению к нашей стране экономических санкций, направленных на достижение своекорыстных интересов со стороны государств, присвоивших себе право нести абсолютную истину и принимать решения, правомочные лишь ООН.
    Надо смотреть глубже. Во-первых, человечество в своем развитии долго руководствовалось желанием безудержно потреблять материальные блага и развлечения, забирая при этом у природы ресурсы в количестве большем, чем она могла дать ему, не подвергая себя фатальному разрушению. Осознание этого факта в области энергетики привело к бездумному и судорожному внедрению политики декарбонизации, сопряженному в значительной мере со стремлением одних государств получить экономические преимущества за счет других под благовидным предлогом борьбы за общее благополучие. Во-вторых, социум в своем развитии достиг таких высот, когда объективно возможна депопуляция экономики. Например, беспилотные транспортные средства в ближайшем будущем лишат рабочих мест многих водителей-дальнобойщиков, шоферов такси, иных операторов подвижных единиц. Это неминуемо вызовет значительные социальные перемены в современном обществе, вопрос о том, на что будут жить эти выдавленные из экономики люди и их семьи, кто создаст для них рабочие места, пока остается открытым. В этом случае вопрос о профессиональной переподготовке вряд ли будет принципиально разрешимым. О сегодняшней роли Интернета [8], интенсивно трансформирующего экономику и социум, не говорил только ленивый. Поэтому экономические и социальные реформы и в мире, и в нашей стране неизбежны.
    Вопрос состоит в том, как проводятся те или иные реформы. Главная проблема – что заставляет нас сделать тот или иной выбор. И если подойти к этому вопросу без гнева и пристрастия, то нужно признать, что те или иные краеугольные реформы и в истории человечества, и в истории нашей страны уже были, и были не раз.
    Стало модным обращаться лишь к прагматическому знанию, отвергать любую теорию, сосредотачиваться лишь на сиюминутных проблемах. Однако обращение к человеческому опыту, наоборот, подчеркивает невозможность достижения конкретных желаемых результатов без четких концептуальных основ.
    Проблема социальной справедливости как предмет научного исследования волновала еще Аристотеля. В «Никомаховой этике» он описал сферу человеческих знаний, призванную решать эти вопросы, которую называл распределительное право, и считал главным инструментом справедливого распределения [2].
    Данные примеры подтверждают концептуальное утверждение о том, что правильная теория без должной практики не может дать верного ответа на корректно сформулированный вопрос. Но и развитая практика без необходимой теории не может дать правильный ответ на неверно сформулированную проблему. Таким образом, только сочетание теории и практики позволит дать правильное решение правильно поставленной задачи. Именно так обстоит дело с развитием логистики и в прошлом, и на современном этапе ее развития.

    Список использованной литературы

    1. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и глобальном устойчивом развитии // Президент России: [сайт]. – URL: http://kremlin.ru/supplement/5770 (дата обращения: 04.02.2022).
    2. Аристотель. Сочинения. В 4-х т. / ред. и авт. вступ. ст. А.И. Доватур, Ф.Х. Кессиди; примеч. В.В. Бибихина и др. – М.: АН СССР, Ин-т философии. – Т. 4. – 1983. – 830 с. (Т. 90). – Библиогр. в примеч.: с. 687–788. – Указ. имен и предм.: с. 789–829.
    3. Белякова Г.Я. Космическая логистика / Г.Я. Белякова // Логистические системы в глобальной экономике. – 2011. – № 1. – С. 64–66.
    4. Вайн В.М. О сервисе как функциональной области логистики / А.М. Вайн // Вестник транспорта. – 2009. – № 11. – С. 32–35.
    5. Вакуленко С.П. Логистика пассажирских перевозок: особенности и основные понятия / С.П. Вакуленко, Е.В. Копылова // Мир транспорта. – 2015. – Т. 13. – № 3 (58). – С. 32–36.
    6. Вальвашов А.Н. Методологические основы и практические аспекты муниципальной логистики / А.Н. Вальвашов, А.А. Кизим // Экономика устойчивого развития. – 2017. – № 1 (29). – С. 114–123.
    7. Василюк А.В. Риски и страхование в логистической деятельности / А.В. Василюк // Логистические системы в глобальной экономике. – 2018. – № 8. – С. 308–311.
    8. Гвилия Н.А. Развитие цифровых экосистем корпораций на основе интернета логистики (IOL) / Н.А. Гвилия // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). – 2021. – № 1. – С. 74–81.
    9. Григорьев М.Н. Логистика эмоционального воздействия в современной экономике / М.Н. Григорьев, С.А. Уваров // Логистика: современные тенденции развития: сб. материалов IX Международ. науч.-практ. конф. 15–16 апреля 2010 г. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2010. – С. 130–133.
    10. Логистика и управление цепями поставок: фундаментальные основы: учебник-билингва: для студентов и аспирантов экономических и технических специальностей: многотомное изд. на рус. и китайском яз. / М.Н. Григорьев, С.А. Уваров, Чжан Цзыян; Минобрнауки РФ, БГТУ «Военмех», Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Чаньчунский университет. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019–2020. – Т. 5: Логистика производственных процессов / под ред. И.А. Максимцева, Ли Чжияо. – 2020. – 188 с.: ил., портр., табл.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2