ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Роль сетевых структур в реализации инновационных инфокоммуникационных проектов

Role of Network Structures in Innovation Infocommunication Projects



В.В. Макаров
С.Ю. Верединский
М.Г. Слуцкий
V.V. Makarov
S.Yu. Veredinsky
M.G. Slutsky
akad.makarov@mail.ru
ekon_up@sut.ru
toero@yandex.ru
зав. кафедрой экономики и менеджмента инфокоммуникаций, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, доктор экономических наук, профессор
доцент кафедры экономики и менеджмента инфокоммуникаций, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, кандидат экономических наук
доцент кафедры экономики и менеджмента инфокоммуникаций, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, кандидат экономических наук
Head of the Department of Economics and Management of Infocommunications, M. Bonch-Bruevich St. Petersburg State University of Telecommunications, Doctor of Economics, professor
senior lecturer, the Department of Economics and Management of Infocommunications, M. Bonch-Bruevich St. Petersburg State University of Telecommunications, PhD in Economics
senior lecturer, the Department of Economics and Management of Infocommunications, M. Bonch-Bruevich St. Petersburg State University of Telecommunications, PhD in Economics
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • высокотехнологичные производства
  • сетевая кооперация
  • аппаратно-программный комплекс
  • инновационные решения
  • информационные технологии
  • Keywords:

  • high-tech production
  • network cooperation
  • hard ware and software complex
  • innovative solutions
  • information technology
  • Рассматриваются необходимость, предпосылки, условия и процессы участия сетевых структур в проектах внедрения и реализации инновационных инфокоммуникационных проектов. Показано, что действенной формой государственной поддержки сектору высокотехнологичных производств является внедрение в практику хозяйствования разного рода форм кооперации и сотрудничества предприятий и организаций разработчиков, производителей и потребителей новой технологической продукции. Принимая во внимание важность подобных проектов с позиций обеспечения национальной безопасности страны, а также неблагоприятную внешнеполитическую обстановку, следует предполагать, что в ближайшем будущем развитие проектов уровня «Умный город» в России будет развиваться именно по пути формирования кооперационной сети предприятий и организаций – разработчиков и производителей необходимых компонентов инфокоммуникационных комплексов. При этом за счет внедрения инновационных организационных форм взаимодействия разработчиков, производителей и потребителей нового технологического оборудования достигается целый ряд полезных эффектов.

    We look at the need, prerequisites, conditions and processes of network structures participation in introduction and implementation of innovative infocommunication projects. We prove the effectiveness of various forms of cooperation and interaction of enterprises and organizations of developers, manufacturers and consumers of new technological products as a way of state support for the high-tech manufacturing sector. Taking into account the importance of the projects in question from the point of view of ensuring the national security as well as the unfavorable foreign policy situation, it should be assumed that in the nearest future Smart City projects in Russia will develop precisely by forming a cooperative network of enterprises and organizations acting as developers and manufacturers of necessary components of infocommunication complexes. Meanwhile, the introduction of innovative organizational forms of the cooperation of developers, manufacturers and consumers of new technological equipment results in a number of benefits.

    Обзор статьи

    В современных российских условиях многие высокотехнологичные производства (и даже некоторые отрасли в целом) оказались в ситуации, когда уровень платежеспособного спроса на их новую технологическую продукцию со стороны потенциальных потребителей оказывается недостаточным для того, чтобы такие производства (и целые отрасли) могли загружать свои производственные мощности на экономически безубыточном уровне. Практика показывает, что на сегодняшний день частный сектор в России не в состоянии предъявить достаточный платежеспособный спрос на новые технологии, а, следовательно, необходима серьезная государственная поддержка в смысле формирования государственного заказа наукоемким отраслям [3].
    Стимулирование разработок и производства новой технологической продукции государством осуществляется не только путем прямого государственного заказа и, в частности, заказа новой технологической продукции, в том числе, для государственных и оборонных нужд. Действенной формой государственной поддержки сектору высокотехнологичных производств является внедрение в практику хозяйствования разного рода форм кооперации и сотрудничества предприятий и организаций разработчиков, производителей и потребителей новой технологической продукции с целью повышения их уровня конкурентоспособности и эффективности взаимодействия между собой [6].
    За счет внедрения инновационных организационных форм взаимодействия разработчиков, производителей и потребителей нового технологического оборудования достигается целый ряд полезных эффектов, которые иногда позволяют «вытаскивать» на безубыточный уровень проекты, реализация которых никаким другим образом (без консолидации усилий участников при условии координации их взаимодействия со стороны государства) не представляется возможной.
    Практическая реализация любого из механизмов интеграции усилий участников инновационных проектов предполагает так называемое «сетевое взаимодействие». Сетевым называют такое взаимодействие участников, при котором: их число значительно; между ними нет отношений собственности типа «материнское общество – дочернее общество» (или такие отношения не являются основополагающими при формировании условий взаимодействия); участники объединяют свои ресурсы и компетенции добровольно и на основе принципа комплементарности; в результате объединения усилий, ресурсов и компетенций участников возникает ряд полезных синергетических эффектов, получение которых другим способом не представляется возможным; взаимодействие частников (сетевого объединения) осуществляется на равноправной основе путем выработки единых для всех правил, регламентов и процедур; координация действий участников осуществляется координационным органом, признаваемым всеми участниками в качестве такового [5].
    Некоторые экономисты даже утверждают, что существуют всего три формы экономического уклада: рыночная, административно-командная и «сетевая» (экономика). Экономисты-теоретики подчеркивают то обстоятельство, что сетевые формы кооперации бурно развиваются по всему миру, причем стандартные «рыночные» подходы к ним едва ли применимы. Это обстоятельство побуждает нас по возможности компактно и отчасти фрагментарно описывать те аспекты формирования и функционирования сетевых структур, которые, исходя из сегодняшних наших знаний о них, представляются нам наиболее существенными.

    Список использованной литературы

    1. Aртемова A.И. Концепция «умный город»: сущность и содержание / A.И. Aртемова, Р.К. Нурмухаметов // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. – 2019. – № 1. – С. 53–61.
    2. Верединский С.Ю. Цифровые платформы для разработки и реализации инновационных проектов вуза / С.Ю. Верединский, В.В. Макаров, М.Г. Слуцкий // Журнал правовых и экономических исследований. Journal of Legal and Economic Studies. – 2021. – № 1. – С. 105–110.
    3. Киварина М.В. Государство и бизнес: эволюция форм взаимодействия / М.В. Киварина // Государственно-частное партнерство. – 2015. – Т. 1. – № 1. – С. 51–64.
    4. Концепция построения «умного региона» на территории Свердловской области // Цифровая Россия: [сайт]. – URL: http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2018/06/smart-region-svrdl.pdf (дата обращения: 02.03.2022).
    5. Кравец А.В. Инновационное развитие и становление предпринимательских кластеров: проблемы и пути их решения / А.В. Кравец // Российское предпринимательство. – 2016. – Т. 17. – № 22. – С. 3083–3096.
    6. Макаров В.В. Сетевые формы кооперации участников создания инновационной высокотехнологичной продукции / В.В. Макаров, Д.О. Стародубов // Журнал правовых и экономических исследований. Journal of Legal and Economic Studies. – 2019. – № 2. – С. 203–207.
    7. Стародубов Д.О. Управление инновационным развитием корпоративных структур в целях обеспечения их конкурентоспособности / Д.О. Стародубов, В.В. Макаров // Журнал правовых и экономических исследований. – 2020. – № 1. – С. 88–93.
    8. Шраер А.В. Технологические платформы как инструмент инновационного развития / А.В. Шраер // Креативная экономика. – 2011. – Т. 5. – № 9. – С. 113–118.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2