ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Система сбалансированных показателей, используемая при мониторинге и диагностике услуг предприятий общественного питания

Balanced Scorecard Applied in Monitoring and Diagnostics of Catering Companies Services



Н.Г. Коломенская
А.В. Пушинин
N.G. Kolomenskaya
A.V. Pushinin
natali_kolomenskaya@mail.ru
pushinin@mail.ru
доцент кафедры бухгалтерского учета и статистики, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат экономических наук
зав. кафедрой бухгалтерского учета и статистики, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат экономических наук, доцент
senior lecturer, the Department of Accounting and Statistics, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Economics
head of the Department of Accounting and Statistics, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Economics, associate professor
Гатчина
Гатчина
Gatchina
Gatchina

Ключевые слова:

  • предприятия общественного питания
  • мониторинг
  • финансовое состояние
  • эффективность
  • система сбалансированных показателей
  • Keywords:

  • catering companies
  • monitoring
  • financial state
  • effectiveness
  • balanced scorecard
  • В представленной статье оценивается текущее состояние сферы общественного питания и рассматриваются проблемы, характерные для предприятий данной сферы в настоящее время. Отмечается, что сложившаяся ситуация негативно воздействует на финансовое состояние предприятий изучаемой отрасли. В целях минимизации вероятности банкротства данных предприятий предлагается внедрение системы показателей, позволяющей осуществлять непрерывный мониторинг их финансового состояния.

    We analyze the current state of the catering sector and look at the problems that are now typical for the sphere in question. We note that the current situation has a negative impact on the catering companies’ finances. To minimize the bankruptcy risks we suggest introducing a system of indicators to carry out a continuous monitoring of their financial state.

    Обзор статьи

    В 2000-х гг. в России наблюдались существенные темпы роста платежеспособного спроса населения на услуги предприятий общественного питания (далее – ПОБП). Однако к 2015 г. в связи с общемировым финансовым кризисом темпы расширения данного сегмента рынка начинают замедляться. В 2020–2022 гг. из-за пандемии COVID-19 и введения государством соответствующих ограничительных мер посещаемость кафе, баров, ресторанов, столовых и иных ПОБП ощутимо сократилась и восстановление предкризисных показателей посещаемости, скорее всего, будет длительным.
    Деятельность ПОБП в достаточной степени специфична. Рынку услуг ПОБП свойственен ряд уникальных особенностей. Рассмотрим основные особенности и проблемы данного направления экономической деятельности.
    Основными проблемами ПОБП являются: качество блюд, их ассортимент и оригинальность; дефицит кадров; значительная конкуренция на рынке услуг данного вида. При этом перечисленные проблемы взаимосвязаны: чем шире сеть предприятий общественного питания, тем острее проблема дефицита квалифицированных кадров и тем больше возможности потребителей услуг ПОБП сравнивать качество, ассортимент и размер блюд, внутренний интерьер конкретного предприятия, расположение и возможности подъезда или шаговой доступности с аналогичными предложениями ПОБП в конкретном населенном пункте.
    Большое влияние на предпочтения посетителей оказывает туризм, как выездной, за границу, так и внутренний. Потребители также получают возможность сравнивать предложения местных ПОБП с предложениями заграничных предприятий, а также предприятий других регионов России.
    В условиях активного внедрения цифровых технологий наиболее мобильные группы платежеспособных потребителей услуг ПОБП при принятии решений, как правило, используют различные интернет-ресурсы (www.tripadvisor.ru, www.restoclub.ru, www.irecommend.ru и др.) или мобильные приложения (Tripadvisor: все для поездок, Яндекс.Еда, Zomato и др.).
    С расширением рынка числа предприятий общественного питания растут требования потребителей к их качественной составляющей, поэтому если конкретные ПОБП не соответствуют ожиданиям своих потребителей, оно вынуждено покинуть бизнес или переместиться в более низкую ценовую категорию.
    Одной из проблем ПОБП является дефицит кадров соответствующей квалификации. На руководителя ПОБП в области управления персоналом возлагается выполнение следующих функций:
    1. Разработка и внедрение внутренней нормативной документации.
    2. Выявление и устранение злоупотреблений со стороны персонала.
    3. Управление обучением персонала и повышением профессиональной компетентности.
    В процессе реализации первой функции следует сформировать внутренние стандарты ПОБП, которые будут ориентированы на соблюдение персоналом норм обслуживания посетителей, технологии приготовления блюд. Другими словами, необходимо закрепление в стандартах должностных обязанностей персонала и контроль за их исполнение.
    Вторая функция предполагает внедрение системы контроля персонала. Она должна быть ориентирована на предотвращение фактов хищений, нейтрализации соответствующих условий, повышение мотивации персонала, в т.ч. его лояльности к гостям и ПОБП.

    Список использованной литературы

    1. Бичева И.Б. Роль сбалансированной системы показателей в управлении организацией / И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. – 2020. – № 4(64). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sbalansirovannoy-sistemy-pokazateley-v-upravlenii-organizatsiey (дата обращения: 01.03.2022).
    2. Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности. – URL: https://bo.nalog.ru/search?address=санкт-петербург&allFieldsMatch=false&okved=56.29&page=1 (дата обращения 25.02.2022).
    3. Пушинин А.В. К вопросу совершенствования методики оценки финансового состояния субъектов хозяйствования (на примере предприятий оптовой торговли) / А.В. Пушинин // Журнал правовых и экономических исследований. Journal of Legal and Economic Studies. – 2018. – № 4. – С. 179–185.
    4. Управление Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области: [сайт]. – URL: https://petrostat.gks.ru/storage/ mediabank/Средняя%20заработная%20плата%20СПб.pdf (дата обращения: 25.02.2022).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2