ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Предупреждение и раскрытие преступлений должностными лицами оперативных подразделений полиции

Prevention and Detection of Crimes by Operational Police Units



Н.А. Нигметов
Г.В. Бушин
А.И. Куртяк
N.A. Nigmetov
G.B. Bushin
A.I. Kurtyak
nigmetov1994@mail.ru
mia1273@mail.ru
kurtyak2017@inbox.ru
доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности в органах внутренних дел, Санкт-Петербургский университет МВД России, кандидат юридических наук
доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности в органах внутренних дел, Санкт-Петербургский университет МВД России, кандидат экономических наук
преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности в органах внутренних дел, Санкт-Петербургский университет МВД России
Associate Professor, the Department of Internal Affairs Bodies Operational Activity, Saint-Petersburg State University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, PhD in Law
Senior Lecturer, the Department of Internal Affairs Bodies Operational Activity, Saint-Petersburg State University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, PhD in Economics
Lecturer, the Department of Internal Affairs Bodies Operational Activity, Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • предупреждение преступлений
  • должностные лица
  • подразделения полиции
  • раскрытие
  • оперативные подразделения
  • Keywords:

  • crime prevention
  • officials
  • police units
  • disclosure
  • operational units
  • Рассматриваются актуальные вопросы, связанные с предупреждением и раскрытием преступлений, выявлением основных направлений деятельности для должностных лиц оперативных подразделений полиции. Основываясь на многолетнем практическом опыте работы авторов в оперативных подразделениях, сделаны основные рекомендации для правоприменительных органов в области предупреждения и раскрытия преступлений. В статье также выделяются основные проблемы, связанные с реализацией правовых норм уголовного, уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства, связанного с предупреждением и раскрытием преступлений.

    The article focuses on relevant issues dealing with prevention and detection of crimes, the identification of key areas of the activity for operational police units officials. On the basis of their long-term practical experience in operational units the authors provide a set of key recommendations intended for law enforcement agencies in the field of crime prevention and detection. The authors also highlight the main problematic issues associated with the implementation of the norms of criminal law, criminal procedure and operational investigative legislation related to the prevention and disclosure of crimes.

    Обзор статьи

    Оперативно-розыскное противодействие преступлениям – сложный и многоаспектный процесс, требующий множества сил и средств оперативно-розыскной деятельности. Сложность и многоаспектность данного процесса диктует также необходимость его структурирования. К вопросу структуры оперативно-розыскного противодействия преступлениям подходили множество ученых и исследователей.
    А.В. Майоров, характеризуя противодействие преступности в целом, указывает, что основными структурными элементами данной деятельности выступают:
    1. Предупреждение преступности путем профилактического влияния на детерминанты совершения противоправных деяний.
    2. Раскрытие и расследование преступлений.
    3. Минимизация последствий от совершенных преступлений [6, с. 85].
    А.В. Никитин выделяет следующие структурные элементы оперативно-розыскного противодействия преступлениям:
    1. Профилактика преступности в целом как негативного социального явления, видов преступности и отдельных преступлений.
    2. Неотложная профилактика, направленная на пресечение преступлений на стадиях формирования умысла, приготовления к преступлению, покушения на совершение преступления.
    3. Это форма воспрепятствования преступникам имеет характеристики как до преступного упреждающего предупреждения, так и постпреступного предупреждения, т.к. уже имеется состав неоконченного преступления. На данном этапе реализуются меры специально-криминологического характера.
    4. Постпреступное противодействие, т.е. воспрепятствование дальнейшей преступной деятельности лиц, уже совершивших, совершающих преступления мерами уголовно-правового принуждения, сфера раскрытия, расследования преступлений, привлечение виновных к уголовной ответственности и административного надзора. Данный компонент противодействия практически реализуется на уровне конкретных корыстных и корыстно-насильственных преступлений и конкретных виновных субъектов, совершающих или уже совершивших эти преступления [7, с. 41].
    Говоря о преступлениях, представляется, что процесс противодействия данной группе преступлений осуществляется сотрудниками на трех ступенях правоприменения: выявление, предупреждение и раскрытие преступной деятельности лиц по совершению противоправной деятельности. Именно в рамках данного триумвирата, с одной стороны, реализуется важнейший принцип неотвратимости наказания, а с другой – обеспечивается принцип целесообразности осуществления оперативно-розыскной деятельности и не допускается излишнее вмешательство оперативных сотрудников в общественные отношения, складывающиеся в различных сферах жизнедеятельности общества и государства.
    В частности, оперативно-розыскное предупреждение общеуголовной преступности осуществляется по множеству различных направлений.
    А.В. Никитин и А.В. Шахматов, говоря о корыстной и корыстно-насильственной преступности, составляющей, надо сказать, основную массу преступлений общеуголовной направленности, выделили следующие направления оперативно-розыскного предупреждения данного вида преступности (анализ информации о состоянии и структуре рассматриваемой преступности с целью прогнозирования ее динамики).

    Список использованной литературы

    1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 г. № 1-ФКЗ // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
    2. Федеральный закон от 1 августа1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 01.07.2021 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – 14 августа – № 33. – Ст. 3349.
    3. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 11.06.2021 г.) «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – 14 февраля. – № 7. – Ст. 900.
    4. Бобров В.Г. Законодательство Российской Федерации об основаниях проведения оперативно-розыскных мероприятий / В.Г. Бобров // Проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности в современных условиях: межвуз. сб. науч. трудов. – М., 2013. – С. 39–51.
    5. Кузнецов Е.В. Предупреждение преступлений органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность: проблемы теории и практики / Е.В. Кузнецов // Концепт. – 2017. – № 13. – С. 45–51.
    6. Майоров А.В. Актуальные проблемы противодействия организованной преступности / А.В. Майоров // Вестник ОГУ. – 2009. – № 3. – С. 85–88.
    7. Никитин А.В. Оперативно-розыскное противодействие преступности: понятие, сущность / А.В. Никитин // Актуальные вопросы деятельности органов внутренних дел. – 2015. – № 1(52). – С. 46–51.
    8. Никитин А.В. Основные направления деятельности правоохранительных органов по предупреждению корыстных и корыстно-насильственных преступлений против собственности мерами оперативно-розыскного реагирования / А.В. Никитин, А.В. Шахматов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2007. – № 1. – С. 107–112.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2