ISSN 1995-1248
The DOI system

Бремя потребителя

Consumer burden



А.Н. Кузбагаров
Э.А. Кузбагаров
A.N. Kuzbagarov
E.A. Kuzbagarov
ashat69@mail.ru
jaksonic93@mail.ru
профессор кафедры гражданского права, Северо-Западный филиал ФБГОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», доктор юридических наук, профессор
старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин, Санкт-Петербургский институт (филиал) ФГКОУ ВО «Университет Прокуратуры Российской Федерации», кандидат юридических наук
Professor, the Department of Civil Law, North-West Branch of the Russian State University of Justice, Doctor of Law, Professor
Senior lecturer, the Department of Civil Law Disciplines, Saint-Petersburg Institute (branch), University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, PhD in Law
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • потребитель
  • права потребителя
  • потребительские отношения
  • добросовестность
  • выгода потребителя
  • правовое регулирование
  • Keywords:

  • consumer
  • consumer rights
  • consumer relations
  • legal regulation
  • consumer benefit
  • В контексте действующего законодательства о защите прав потребителей в практике его применения образовался явный перекос в правосудии в сторону и в выгоду потребителя.
    Статья посвящена поиску правовых средств об уравнивании сторон этих отношений. Одним из таких средств является равномерное и обоснованное распределение рисков или ответственности. Такому распределению в праве соответствует понятие «бремя».
    В статье раскрывается понятие бремени потребителя, через аспекты материально-правового и процессуально-правового характера. Необходимость правовой квалификации «бремени потребителя» обосновывается существующей практикой и понятием гражданского правоотношения, сущность которого опирается на равенство участников этого правоотношения.

    The current legislation on consumer protection and its application in practice has revealed a heavy bias in law towards and in favor of the consumer.
    The article focuses on seeking legal remedies aimed at aligning the parties relative to each other in these relationships. One of the instruments thereof is considered equal and reasonable risk or liability sharing between the parties.
    The paper provides description of the notion of burden with regard to the consumer through the viewpoint of substantive and procedural and legal nature. The need for legal qualification of the consumer burden is substantiated by existing practices and the essence of civil law relations the gist of which is based on the equality of the participant of the relationship.

    Обзор статьи

    В контексте действующего законодательства о защите прав потребителей в практике его применения образовался явный перекос в правосудии в сторону и в выгоду потребителя. Помимо законодательства о защите прав потребителей этому способствуют другие факторы, в том числе известное в теории обязательственного права положение о слабой стороне. Как результат, в российском обществе появились понятия «потребительский экстремизм», а то и «терроризм», которые являются чуждыми цивилистике.
    Такое положение привело авторов к рассуждению не о защите прав потребителей, а к поиску правовых средств об уравнивании сторон этих отношений. Одним из таких средств является равномерное и обоснованное распределение рисков или ответственности. Такому распределению в праве соответствует понятие «бремя».
    В статье раскрывается понятие бремени потребителя через аспекты материально-правового и процессуально-правового характера. Необходимость правовой квалификации «бремени потребителя» обосновывается существующей практикой и понятием гражданского правоотношения, сущность которого опирается на равенство участников этого правоотношения.

    Список использованной литературы

    1. Закон Российской Федерации № 2300-1 «О защите прав потребителей» (принят Государственной думой 7 февраля 1992 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1992. – № 15. – Ст. 766. – Текст: непосредственный.
    2. Директива «О недобросовестной коммерческой практике по отношению к потребителям на внутреннем рынке (Директива о недобросовестной коммерческой практике)» № 2005/29/ЕС (принята Европейским парламентом и Советом Европейского Союза 11 мая 2005 года). – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.12.2021). – Текст: электронный.
    3. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с добровольным страхованием имущества граждан, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2018. – № 11. – Текст: непосредственный.
    4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2015. – № 8. – Текст: непосредственный.
    5. Понятие недобросовестных условий в потребительских договорах / А.Б. Дианов. – Текст непосредственный // Молодежь и наука: сб. материалов Х Юбилейной Всерос. науч.-технич. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых с международ. участием, посвященной 80-летию образования Красноярского края. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2014. – С. 34–43.
    6. Принцип доброй совести в проекте обязательственного права / И.Б. Новицкий // Вестник гражданского права. – 2006. – № 1. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.12.2021). – Текст электронный.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2