ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Продюсерский договор как способ правового регулирования отношений между артистом и продюсером

Producer Agreement as an Instrument of Artist and Producer Relations Legal Regulation



Ю.С. Алексеева
Е.М. Поречный
J.S. Alekseeva
E.M. Porechny
alexus606@gmail.com
egorikpor@mail.ru
доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат юридических наук
общественный помощник прокуратуры Выборгского района г. Санкт-Петербурга
Associated Professor, the Department of Civil Law Disciplines, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Law
Public Assistant, the Prosecutor's Office, Vyborgsky District of St. Petersburg
Гатчина
Санкт-Петербург
Gatchina
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • продюсер
  • артист
  • лейбл
  • продюсерский договор
  • авторские права
  • смежные права
  • аудиовизуальное произведение
  • инвестор
  • правоотношение
  • Keywords:

  • producer
  • artist
  • label
  • producer agreement
  • copyright
  • related rights
  • audiovisual work
  • investor
  • legal relations
  • В статье проведён анализ правоотношений между артистом и продюсером, исследованы основные конструкции продюсерских договоров. На основе анализа отдельных нормативных правовых актов, научных подходов к проблеме, материалов правоприменительной практики авторами сделан вывод о необходимости законодательного урегулирования правового статуса продюсера и обеспечения защиты прав сторон при заключении продюсерского договора.

    The article analyzes legal relations between the artist and the producer and explores the basic structures of producer contracts. Based on the analysis of certain normative legal acts, scientific approaches to the matter along with materials of law enforcement practice, the authors concluded that it is necessary to legally regulate the legal status of the producer and to ensure the protection of the rights of the parties when concluding a producer agreement.

    Обзор статьи

    Известный поэт Л.А. Озеров писал: «Пренебрегая словесами, жизнь убеждает нас опять: талантам надо помогать, бездарности пробьются сами» [7, с. 276]. Действительно, артист как творческий человек, чтобы монетизировать свой талант и коммерциализировать результаты своей интеллектуальной деятельности, нуждается в профессиональном помощнике – продюсере.
    Легальной дефиниции понятия «продюсер» наше законодательство не содержит, однако в ст. 3 Федерального закона от 22.08.1996 г. № 126-ФЗ (ред. от 01.04.2022 г.) «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» установлено, что «продюсер фильма – физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за финансирование, производство и прокат фильма» [1]. Как справедливо отметил Е.М. Поречный, «данное определение может использоваться только при характеристике отношений в сфере производства, проката фильмов и телевизионных передач. Положения указанного нормативного правового акта регулируют отношения в сфере поддержки и финансирования отечественной кинематографии, однако о правовом статусе продюсера, объеме его прав, обязанностей и гарантий там не говорится» [8]. Применяя данную норму по аналогии к продюсированию артистов в иных сферах творчества, можно утверждать, что продюсер участвует в организации, финансировании, продвижении проекта, созданного артистом.
    Порядок и условия взаимодействия артиста и продюсера стороны определяют самостоятельно на основе продюсерского договора, который в нашем законодательстве является непоименованным, и заключается сторонами на основе принципа свободы договора, установленного в ст. 421 Гражданского кодекса РФ [2]. Ещё в 1994 г. В.Ф. Яковлев утверждал, что главными тенденциями российского договорного права являются: «Во-первых, договор превратился в самостоятельное и главное средство регулирования экономических отношений. Во-вторых, появилась свобода в заключении договора, свобода в определении его содержания, формировании условий, чем осуществляется одно из основных условий свободной рыночной экономики – свобода договора» [9, с. 203]. В настоящее время данный принцип стал главенствующим в договорном праве. Однако такая «самостоятельность» субъектов не всегда гарантирует паритетные основы взаимодействия сторон договора и надлежащую защиту нарушенных прав.
    В продюсерском договоре, как правило, участвуют две стороны: с одной стороны, – продюсер, который оказывает услуги по продвижению артиста, как правило, не осуществляя творческой деятельности, с другой стороны, – артист, который осуществляет творческую деятельность, ездит с концертами, выступает и приносит, таким образом, прибыль продюсеру.
    К сожалению, в отечественной доктрине немного ученых серьёзно занимаются изучением проблемы правового статуса продюсера. Одной из работ, наиболее полно характеризующей рассматриваемый нами институт, является научная статья В.Г. Кряжева «Договор продюсера с музыкантом: на что обратить внимание» [6]. Данный труд актуален, прежде всего, тем, что автор предпринял попытку систематизации обязанностей продюсера. Так, к одним из основных обязанностей продюсера В.Г. Кряжев относит: «организацию репетиционного процесса, поддержание и совершенствование профессиональной формы (вокального, хореографического, исполнительского и актерского мастерства, физической формы) и навыков артиста (коллектива); обеспечение концертной деятельности, иных публичных выступлений (участие в передачах и программах организаций эфирного и кабельного вещания, интервью СМИ); запись видеоклипа, организация фотосессии, обеспечение охраны артиста (коллектива); проведение записи и последующее использование фонограмм и аудиовизуальных произведений, создание и использование объектов авторских и / или смежных прав; реклама артиста (коллектива)…» и иные.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» от 22.08.1996 г. № 126-ФЗ (ред. от 01.04.2022 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – 26 августа. – № 35. – Ст. 4136.
    2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
    3. Определение Верховного Суда РФ от 23 мая 2017 г. по делу № 19-КГ17-10 // Верховный Суд РФ: [сайт]. – URL: http://vsrf.ru/stor_pdf.php?id=1550012 (дата обращения: 02.04.2022).
    4. Решение Мытищинского городского суда (Московская область) от 9 января 2017 г. по делу № 2-238/2017 // Судебные и нормативные акты РФ: [сайт]. – URL: https://sudact.ru/regular/doc/crGVElsaHMHJ/ (дата обращения: 02.04.2022).
    5. Иванов А.А. Продюсер в отношениях с субъектами авторских и смежных прав / А.А. Иванов // Вестник ПАГС. – 2015. – № 4 (49). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prodyuser-v-otnosheniyah-s-subektami-avtorskih-i-smezhnyh-prav (дата обращения: 02.04.2022).
    6. Кряжев В.Г. Договор продюсера с музыкантом: на что обратить внимание / В.Г. Кряжев // Интеллектуальная собственность: авторское право и смежные права. – 2014. – № 9. – С. 20–31.
    7. Озеров Л.А. Избранные стихотворения / Л.А. Озеров. – М., 1974. – 341 с.
    8. Поречный Е.М. К вопросу о юридической природе договора продюсирования / Е.М. Поречный // Бизнес и общество: электронный журнал. – 2022. – № 1 (33). – URL: http://busines-society.ru/2022/num-1-33/18_porechnyj.pdf (дата обращения: 02.04.2022).
    9. Яковлев В.Ф. Избранные труды / В.Ф. Яковлев. – Т. 2: Гражданское право. История и современность. – Кн. 2. – М.: Статут, 2012. – 351 с.
    10. Organization of a Record Label. – URL: https://entertainment.howstuffworks.com/record-label1.htm (дата обращения: 02.04.2022).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2