ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Планирование в органах прокуратуры: практический аспект

Planning in Public Prosecution Bodies: Practical Aspect



П.А. Россоловский
P.A. Rossolovsky
pavelrossolovsky@yandex.ru
Гатчинский городской прокурор Ленинградской области, г. Гатчина; соискатель кафедры прокурорского надзора и участия прокурора в рассмотрении уголовных, гражданских и арбитражных дел Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации
Prosecutor of Gatchina, Leningrad Region, Gatchina; candidate for PhD in Law, the Department of Procuracy Supervision and Prosecutor’s Participation in Trying Criminal, Civil and Arbitration Cases, St. Petersburg Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation
Гатчина, Санкт-Петербург
Gatchina, St. Petersburg

Ключевые слова:

  • прокуратура
  • функции управления
  • планирование
  • органы прокуратуры
  • оптимизация
  • Keywords:

  • prosecutor's office
  • management functions
  • planning
  • public prosecution bodies
  • optimization
  • В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы, связанные с планированием в органах прокуратуры. Автором затрагивается тема организации деятельности в органах прокуратуры как комплекса взаимосвязанных между собой действий, направленных на оптимизацию функционирования системы прокуратуры по реализации целей и задач, стоящих перед прокуратурой. Особое внимание уделяется научной характеристике понятия «функции планирования в органах прокуратуры». В качестве примеров приводится некоторая практика и типичные недостатки, имеющие место в организации работы.

    We look at theoretical and practical issues related to planning in the prosecutor's office. We consider the organization of the prosecutor's office activities as a complex of interrelated actions aimed at optimizing the functioning of the prosecutor's office system to implement the goals and objectives facing the prosecutor's office. Special attention is paid to the scientific characteristics of the concept of the planning function in the prosecutor's office. Certain practices and typical drawbacks are offered as examples.

    Обзор статьи

    Прокуратура Российской Федерации на современном этапе отличается в целом чётко выстроенной организационной структурой, наличием необходимых организационных условий для осуществления эффективной функциональной деятельности, отлаженной системой управления.
    В современных условиях в каждом органе прокуратуры на любом уровне прокурорские работники выполняют значительный объем работы.
    В то же время именно на уровне районного звена нагрузки на работников зачастую являются наиболее высокими.
    Практика прокурорской деятельности позволяет сделать вывод о том, что надлежаще организованная деятельность органов прокуратуры, особенно города, района, т.е. основного первичного и самого многочисленного звена в системе прокуратуры Российской Федерации, обеспечивает достижение целей и решение задач, определённых ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
    От уровня организации работы в конкретном органе прокуратуры либо в структурном подразделении напрямую зависят результаты его деятельности.
    Инструкцией о порядке реализации организационно-штатных полномочий в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, утверждённой приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 03.07.2013 г. № 261, определено, что при ведении организационно-штатной работы необходимо укреплять основное звено системы органов прокуратуры – прокуратуры районного уровня с сохранением оптимального баланса между их штатной численностью и численностью вышестоящих прокуратур (п. 1.5).
    Как правило, именно результаты работы в первую очередь прокуратур районного звена определяют уровень доверия общества к прокуратуре и ее реальный вклад в обеспечение верховенства закона, укрепления законности и правопорядка, защиты прав и законных интересов гражданина, государства и общества.
    Важно отметить, что организация деятельности в органах прокуратуры представляет собой комплекс взаимосвязанных между собой действий, направленных на оптимизацию функционирования системы прокуратуры по реализации целей и задач, стоящих перед прокуратурой.
    При этом, организационная структура прокуратуры – динамичная система, меняющаяся в зависимости от изменения ее функционала, необходимости решения приоритетных на данном временном этапе государственного развития задач.
    Общая задача повышения организации работы и управления в органах прокуратуры решается многообразно: разрабатываются и осуществляются меры, направленные на повышение уровня руководства надзорной деятельностью, совершенствование организационного построения, планирования и контроля.
    Универсальный характер работы городских, районных и приравненных к ним специализированных прокуроров обусловливает широту предъявляемых к ним требований не только по всем направлениям деятельности, но и по наличию развитых управленческих навыков.
    Управленческий процесс предназначен обеспечивать сохранение и функционирование определённой структуры, а также поддержание режима ее деятельности, реализацию ее программ и целей [8, с. 11–12].
    Отметим, что роль и значение функций управления определяется тем, что они связаны с раскрытием содержания управленческой деятельности и выделением обособившихся ее видов. А это, в свою очередь, является основой формирования структуры управления, а также решения других важных вопросов, определяющих механизм функционирования системы органов прокуратуры.

    Список использованной литературы

    1. Воскресенский Г.М. Функции управления правоохранительной деятельностью / Г.М. Воскресенский. – М., 1993.
    2. Гасанов Р.М. Проблемы организации деятельности районной прокуратуры в современных условиях (по материалам прокуратуры г. Москвы): дисс.… канд. юрид. наук / Р.М. Гасанов. – М., 2006.
    3. Ергашев Е.Р. Организация работы городской (районной) прокуратуры: дисс. … канд. юрид. наук / Е.Р. Ергашев. – Екатеринбург, 2003.
    4. Ефремова Е.А. О соотношении понятий «управление» и «организация» в деятельности органов предварительного расследования / Е.А. Ефремова // Рос. следователь. – 2011. – № 16.
    5. Кобзарев Ф.М. Организация работы и управления в органах прокуратуры / Ф.М. Кобзарев // Прокурорский надзор; под ред. Ю.Е. Винокурова. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2010.
    6. Кобзарев Ф.М. К вопросу о понятийных основах теории организации работы и управления в органах прокуратуры / Ф.М. Кобзарев // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. – 2016. – № 6(56). – С. 8.
    7. Морозова Ю.В. Управление в прокуратуре города, района: психологические основы / Ю.В. Морозова. – СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2020. – 56 с.
    8. Организация деятельности прокуратур городов, районов, других территориальных и иных специализированных прокуратур. Ч. 1 / Э.Э. Агаронова [и др.]; под общ. ред. Э.Б. Хатова. – М.: Ун-т прокуратуры Рос. Федерации, 2018. – 196 с.
    9. Основы организации и управления в органах прокуратуры Российской Федерации / под общ. ред. А.Ф. Смирнова; Ин-т повышения квалификации рук. кадров Ген. прокуратуры Рос. Федерации. – М., 2005.
    10. Рябцев В.П. Научные основы организации и управления в органах прокуратуры / В.П. Рябцев // Вопр. теории управления в органах прокуратуры: сб. науч. тр. – М., 1997.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2