ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Основные направления совершенствования законодательства, регламентирующего перевод электронных денежных средств в России

Basic Directions for Improvement of Regulating E-money Service Legislation in Russia



А.А. Бордюговская
A.A. Bordyugovskaya
an.alekseevna19@yandex.ru
преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
Lecturer, the Department of Civil Law Disciplines, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology
Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • электронные денежные средства
  • электронное средство платежа
  • криптовалюта
  • перевод ЭДС
  • оператор ЭДС
  • криминализация ЭДС
  • цифровая валюта
  • легализация денежных средств
  • клиринговый центр
  • Keywords:

  • electronic money
  • electronic means of payment
  • cryptocurrency
  • e-money transfer
  • e-money operator
  • digital currency
  • money laundering
  • clearing center
  • Прогрессирующее распространение расчетов электронными деньгами в отношениях экономического оборота неизбежно ставит в центр внимания вопросы совершенствования механизма правового регулирования электронных денежных средств. Законодательство в данной сфере должно динамично развиваться, с тем, чтобы способствовать поступательному развитию экономики. В статье рассмотрены основные направления совершенствования законодательства по регулированию электронных денежных средств.

    The ever-greater circulation of electronic money in terms of economic turnover inevitably puts the spotlight on the need for the improvement of the e-money service legal regulation mechanism. Relevant legislation should develop dynamically so that to promote for a progressive development of economy. The article describes basic directions for the improvement of legislation regulating E-money service.

    Обзор статьи

    Появление электронных денег изначально рассматривалось как некий чужеродный финансовый институт, который казался недоступным обычному гражданину. Тем не менее, практика показала, что электронные деньги активно стали внедряться в повседневную жизнь и во многом стали замещать привычные нам формы расчета – наличный, безналичный. Это объясняется следующими факторами:
    - во-первых, предпринимательская деятельность с использованием сети «Интернет» непрерывно увеличивает свои масштабы;
    - во-вторых, себестоимость реализуемых посредством сети «Интернет» товаров снижается за счет отсутствия или уменьшения размера дополнительных издержек (по сравнению с прямой реализацией товаров через торговые точки) – аренды помещений, выплаты заработной платы сотрудникам и т.д.;
    - в-третьих, использование электронных денег позволяет проводить расчеты моментально [12, с. 303].
    Основным нормативным правовым актом, регулирующим перевод ЭДС, определяющим правовой статус субъектов перевода электронных денежных средств (далее – ЭДС), является Федеральный закон № 161 от 27.06.2011 г. «О национальной платежной системе» (далее – ФЗ № 161) [1], который с учетом происходящих изменений в практике предпринимательства требует своего уточнения. Как представляется, целесообразно было бы:
    - определить место ЭДС среди объектов гражданских прав;
    - разрешить проблему правовой природы ЭДС;
    - регламентировать отдельные вопросы, касающиеся деятельности электронных платежных систем;
    - внести изменения в ч. 1.1 ст. 7 Федерального закона № 115 от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма» [2], а именно закрепить положения о возможности проведения операций с денежными средствами без прохождения идентификации, если их сумма не превышает 20000 рублей либо сумму в иностранной валюте, в переводе на официальный курс Банка России равной 20000 рублей (учитывая уровень инфляции в стране);
    - урегулировать последствия одностороннего отказа субъектов перевода ЭДС от исполнения договора (операционный центр и платежный клиринговый центр);
    - конкретизировать основания отказа клиенту в заключении договора об использовании электронных средств платежа (далее – ЭСП) (ч. 2 ст. 9 ФЗ № 161) в целях недопущения дискриминации между потребителями платежных услуг;
    - закрепить в законе правовые режимы для каждого вида ЭСП и т.д.
    Необходимо также отметить несовершенство ФЗ № 161 в части возможности использования ЭСП криминальными элементами. Эта возможность открывается при расчетах ЭДС между физическими лицами, что могут использовать преступные элементы, при перечислении, например, денежных средств в оплату за наркотические вещества.
    Весьма несовершенна норма, ограничивающая проведение операций с использованием ЭДС между юридическими лицами. Указанный запрет легко обходится посредством осуществления платежа в пользу другого юридического лица через физических лиц, на которых такой запрет не распространяется.
    Говоря об ЭСП, нельзя не затронуть тему установления ограничений на их использование. Возможно, стоит пересмотреть политику, связанную с ограничениями, поскольку сегодня у хозяйствующих субъектов отмечается крайне низкий спрос на корпоративные ЭСП, физические лица также испытывают неудобства в связи с незначительными суммами денег, разрешенными к разовому переводу денег.
    Рассмотрим статистику использования ЭСП и ЭДС (рис. 1, 2).

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (ред. от 01.01.2021 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – 4 июля. – № 27. – Ст. 3872.
    2. Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ред. от 30.01.2021 г.) // Российская газета. – 2001. – 9 августа. – № 151.
    3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.02.2019 г. № 1 «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2015 года № 32 "О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем"» // Российская газета. – 2019. – 7 марта. – № 51.
    4. Бозиев Т.О. Имущественные преступления с использованием IT-технологий: криминологический аспект / Т.О. Бозиев, А.В. Коротков, М.Н. Сипягина. – Текст: электронный // Ленинградский юридический журнал. – 2022. – № 1 (67). – С. 125–138. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_48175281_15058877.pdf (дата обращения: 18.03.2022).
    5. Долгиева М.М. Конфискация криптовалюты / М.М. Долгиева. – Текст: электронный // Законность. – 2018. – № 11(1009). – С. 45–49. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39448596 (дата обращения: 18.03.2022).
    6. Егорова М.А. Понятие и особенности правового регулирования криптовалют / М.А. Егорова, Л.Г. Ефимова. – Текст: электронный // Предпринимательское право. – 2019. – № 3. – С. 11–16. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39190259 (дата обращения: 18.03.2022).
    7. Запретят ли в России криптовалюты? Эксперты оценивают инициативы властей // Банки Сегодня: информационно-аналитическое финансовое издание. – URL: https://bankstoday.net/last-articles/zapretyat-li-v-rossii-kriptovalyuty-eksperty-otsenivayut-initsiativy-vlastej#i-2 (дата обращения: 18.03.2022).
    8. Кучеров И.И. Криптовалюта как правовая категория / И.И. Кучеров. – Текст: электронный // Финансовое право. – 2018. – № 5. – С. 3–8. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=34957879 (дата обращения: 18.03.2022).
    9. Правовое регулирование экономических отношений в современных условиях развития цифровой экономики / А.В. Белицкая, В.С. Белых, О.А. Беляева [и др.]. М.: Юстицинформ, 2019. – 376 с. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43017815 (дата обращения: 18.03.2022).
    10. Прогнозы на 2022 год и не только // BINANCE: криптовалютная биржа: [сайт]. – URL: https://www.binance.com/ru/blog/markets/прогнозы-на-2022-год-и-не-только-421499824684903402 (дата обращения: 05.03.2022).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2