ISSN 1995-1248
The DOI system

Влияние коммуникативного процесса на формирование федеративного государства

An Impact of Communicative Process on Formation of Federal State



И.Р. Аминов
I.R. Aminov
aminov76@mail.ru
доцент кафедры государственного права, Институт права, Башкирский государственный университет, кандидат юридических наук, доцент
Associate Professor, the Department of State Law, Institute of Law, Bashkortostan State University, PhD in Law, Associate Professor
Уфа
Ufa

Ключевые слова:

  • коммуникативный процесс
  • федеративное государство
  • федерализм
  • этнополитические региональные конфликты
  • конфликт между кантонами
  • Швейцарская конфедерация
  • федеративное устройство Соединённых Штатов Америки
  • сецессия
  • Keywords:

  • communicative process
  • federal state
  • federalism
  • ethno-political regional conflicts
  • conflict between the cantons
  • Swiss confederation
  • the federal structure of the United States of America
  • secession
  • Представленное в статье исследование позволило определить особенности влияния коммуникативного процесса на образование договорных федераций и характер отношений между структурными элементами федеративных систем. Было установлено, что в реальности регион связан множественными коммуникационными путями с институтами национального, унитарного или федеративного государства, с обществом страны в целом. В этих отношениях федеральные, национальные институты и организации не являются лишь внешними акторами по отношению к политическому потоку. Напротив, федеральные институты и организации являются полноценными акторами потока, оказывающими существенное влияние на структуру коммуникационных путей, на аксиальные, субъективные факторы восприятия истории, культуры, религии и собственной национальной идентичности.

    The article presents a study which allows to define particular influences of the communicative process on the formation of treaty federations as well as on the nature of relations between structural elements of federal systems. It was found that in reality a region is connected with institutions of national, unitary or a federal state and with the society as a whole by a variety of communication paths. In this relationship the federal, national institutions and organizations are not only external actors with regard to political flow. On the contrary, the federal institutions and organizations are full actors of the flow, which have significant influence on the structure of communicative paths, on axial, subjective factors of understanding the history, culture, religion and on their own national identity perception.

    Обзор статьи

    Актуальность работы. В современном информационном обществе мобильность населения резко выросла, а информационный обмен позволил создать глобальные коммуникации между людьми и группами людей. Это позволило снизить затраты ресурсов на создание самых различных сообществ, в том числе и объединяющих представителей этноса, физически находящихся в различных частях света. При этом нарастают миграционные процессы, связанные как со стремлением людей в регионы с лучшим качеством жизни, так и с разного рода бедствиями (война, эпидемия, голод, природные и техногенные катастрофы, массовая безработица и т.д.), которые претерпевают жители на месте их исконного проживания. Миграционный прирост населения осложняет жизнь «коренному» этносу, что приводит к нарастанию социальной и межэтнической напряженности. Различные государства накопили большой как позитивный, так и негативный опыт сохранения государственной стабильности при полиэтническом составе населения. Под влиянием разнонаправленных сил различных этносов государство принимает унитарное федеративное устройство, что позволяет снизить напряжение в обществе, или распадается при попытках сохранить унитарное строение даже при декларируемом (формальном) федерализме.
    Цель: анализ влияния коммуникативного процесса на образование государства и выбор формы государственно-территориального устройства, формирование федеративного государства и определение модели взаимоотношений федерального центра с регионами (субъектами федерации) и урегулирования конфликтов между ними.
    Методы: автором были применены общенаучные и частнонаучные методы (метод диалектики, методы системного подхода и системного анализа, приемы формально-логического анализа, исторический и сравнительно-правовой методы; метод государственного моделирования).
    Выводы:
    1. Федеративные государства как объединение регионов возникают в результате влияния коммуникативного процесса для решения внешнеполитических задач, повышения обороноспособности и интенсификации межрегиональных экономических связей. Федеративная форма государства позволяет сохранить идентичность входящих в неё регионов и в тоже время создать общую культурную среду и культурную память и в результате сформировать собственную национальную идентичность.
    2. При всём множестве концепций о федеративном устройстве государства в государственно-правовой практике превалируют два подхода к данному устройству государства: как к цели и как к средству. Подход к федерации как к цели означает мощный центр и конечную цель – формирование нации. Подход как к средству – сильные регионы и совместное решение общих проблем.
    3. На определенном этапе исторического развития федеративного государства последующее влияние коммуникативного процесса с учетом новых политических реалий может способствовать постепенному превращению конфедеративного союза в федеративную систему, федеративной системы – в более централизованную систему либо к распаду федерации.
    4. Распад монархических империй активизировал национальное самосознание во многих регионах. Как следствие – активизация сецессионных процессов и образование новых самостоятельных государств, в том числе и в Западной Европе. При отсутствии и Западной Европе единой конституционно-правовой доктрины по вопросам сецессии, тем не менее, в начале XXI в. эти процессы начинают переходить в правовую плоскость. На смену террористической деятельности приходит парламентская дискуссия. Укрепляя национальную идентичность, жители этих стран в первую очередь хотят усилить свою наднациональную, европейскую идентичность.
    5. Федеративное государство не может существовать в условиях антагонизма регионов и неработающих федеральных институтов, одинаково признанных всеми сообществами государства. Федеративное государство может противодействовать конфликту в одном из регионов, если между всеми остальными регионами достигнуто конвенциальное понимание ценности как союзных отношений, так и государства в целом.
    6. Рост региональных преференций при отсутствии объединяющих аксиальных факторов может привести к ослаблению федерального центра и усилию центробежных векторов в интересах региональных элит. Обладая большими, чем отдельный регион, всеми видами ресурсов, включая информационно-коммуникационный, федеральный центр может трансформировать иерархию ценностей региональных элит и населения региона в целом, снижая остроту регионального конфликта, переводя его в конструктивное русло.

    Список использованной литературы

    1. Конституция США // Конституции государств (стран) мира: [сайт]. – URL: https://worldconstitutions.ru/?p=168 (дата обращения: 12.10.2021).
    2. Союзная конституция Швейцарской Конфедерации от 18 апреля 1999 г. // Конституции государств (стран) мира: [сайт]. – URL: //https://worldconstitutions.ru/?p=135 (дата обращения: 12.10.2021).
    3. Авраменко С.Л. Швейцарский федерализм: автореф. дисс. … канд. юрид. наук / С.Л. Авраменко. – М., 2002. – 29 с.
    4. Болотникова О.Р. Проблемы урегулирования этнополитических сепаратистских конфликтов в XXI в.: автореф. дисс…. канд. полит. Наук / О.Р. Болотникова. – М., 2012. – 30 с.
    5. Кимура Каори. Югославско-венгерские отношения в 1945–1956 годах: автореф. дисс. … канд. истор. наук / Кимура Каори. – М., 2013. – 28 с.
    6. Макиавелли Н. Государь / Н. Макиавелли. – М.: Планета, 1990. – 79 с.
    7. Прокопьев А.Е. Федерализм: анализ правовых теорий и опыта: автореф. дисс. … канд. юрид. наук / А.Е. Прокопьев. – М., 2003. – 28 с.
    8. Элазар Д. Федерализм как цель и как средство / Elazar D.J. Exploring Federalism. Tuscaloosa; London: University of Alabama Press, 1987. Ch. 3. P. 80−104: пер. с англ. Андрей Захаров // Неприкосновенный запас. – 2015. – № 99. – URL: http://www.nlobooks.ru/node/5940#_ftnref2 (дата обращения: 12.10.2021).
    9. Texas Nationalist Movement: [сайт]. – URL: http://www.thetnm.org/(дата обращения: 12.10.2021).
    10. Skidmore T.E. Modern Latin America / Thomas E. Skidmore, Peter H. Smith, James N. Green. – Oxford: Oxford University Press, 2005. – 544 p.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2