ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

К вопросу об обеспечении конкурентоспособности гостиничных предприятий Санкт-Петербурга

On Securing Competitiveness of St. Petersburg Hotel Enterprises



О.О. Сиренко
O.O. Sirenko
aleeleole@mail.ru
стажер кафедры экономики и управления в сфере услуг, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
trainee, the Department of Economics and Management in Service Sector, St. Petersburg State University of Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • рынок гостиничных услуг
  • услуги
  • конкурентоспособность
  • гостиница
  • цифровые технологии
  • инновации
  • Keywords:

  • hotel market
  • competitive environment
  • services
  • competitiveness
  • hotel
  • digital technologies
  • innovations
  • Представлены основные результаты проведенного автором исследования современного положения гостиничных предприятий Санкт-Петербурга с начала периода пандемии. Систематизированы основные подходы к определению конкуренции, дана общая характеристика условий функционирования современных гостиничных предприятий, проанализировано влияние актуальных факторов на состояние индустрии гостеприимства на примере Санкт-Петербурга. Выявлены проблемные зоны и сформированы авторские предложения, направленные на повышение конкурентоспособности гостиничных предприятий с учётом особенностей сложившейся рыночной ситуации.

    We present the main findings of the research of the current state of St. Petersburg hotel enterprises since the beginning of the pandemic of COVID-19. The leading approaches to the definition of competition are systemized; a general characteristic of the working conditions of modern hotel enterprises is given; the influence of relevant factors on hospitality industry is analyzed by the example of St. Petersburg. We distinguish problematic areas and give our own suggestions aimed at increasing the competitiveness of hotels taking into consideration current market situation.

    Обзор статьи

    Рассмотрим основные понятия, имеющие непосредственную связь с исследуемой темой, – это, собственно, само понятие конкурентоспособности и понятие конкуренции.
    Под конкуренцией часто понимают соперничество и (или) соревнование между производителями товаров (услуг) на соответствующем рынке за покупателя (потребителя). Это объяснение общего характера, и существует множество нюансов в уточняющих трактовках различных исследователей.
    В целом, можно выделить несколько подходов к ним: во-первых, понимание конкуренции как любого соперничества, во-вторых – как экономической категории, применяемой для субъектов, хозяйствующих в рыночных условиях.
    Традиционно считается, что конкуренция, вернее, её уровень, является показателем развития определённого отраслевого рынка, в таком случае, можно утверждать, что конкуренция отражает степень зависимости рынка от поведения его отдельных участников.
    С понятием «конкуренция» тесно связана и такая категория, как «конкурентоспособность», при этом необходимо также различать понятия «конкурентоспособность услуги (товара)» и «конкурентоспособность организации».
    В общем виде под «конкурентоспособностью организации (предприятия, фирмы)» понимают способность предприятия (организации, фирмы) участвовать в конкуренции и вести успешную борьбу за отвоевание определённых конкурентных позиций на отраслевом рынке.
    По мнению учёного Р.А. Фатхутдинова, «конкурентоспособность услуги – это свойство, а уровень конкурентоспособности – показатель этого свойства, дающий относительную характеристику способности этой услуги удовлетворять требования конкретного рынка в рассматриваемый период по сравнению с услугами конкурентов» [11, с. 58].
    Конкурентоспособность – понятие относительное, поэтому определить его возможно только при сравнении различных рыночных субъектов, конкурирующих между собой. Соответственно, уровень конкуренции отдельно взятого предприятия будет меняться в зависимости от того предприятия, с которым оно сравнивается. Показатели конкурентоспособности также меняются с течением времени.
    На конкурентоспособность влияет ряд факторов (их влияние может быть как положительным, так и отрицательным). Для определения возможностей управленческого воздействия все факторы подразделяют на внутренние (ресурсы предприятия, на которые можно и нужно оказывать прямое воздействие) и внешние (зачастую, в отношении них прямое воздействие невозможно).

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изм. и доп.). – URL: https://base.garant.ru/12148517/ (дата обращения: 17.01.2022).
    2. В первом полугодии 2021 года загрузка отелей Санкт-Петербурга выросла вдвое // Официальный сайт международной консалтинговой компании в сфере недвижимости «Colliers». – URL: https://www.colliers.com/ru-ru/news/st-petersburg/22-07-2021-v-pervom-polugodii-2021-goda-zagruzka-otelej-sankt-peterburga-vyrosla-vdvoe (дата обращения: 13.01.2022).
    3. В Петербурге продлили на 2022 год меры поддержки предприятий сферы туризма и гостеприимства. – URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/84185/ (дата обращения: 13.01.2022).
    4. Голые цифры: операционные показатели отельного сегмента 2020 // Журнал «Foodservice»: [сайт]. – URL: https://www.cafe-future.ru/analytics/golye-tsifry-operatsionnye-pokazateli-otelnogo-segmenta-2020/ (дата обращения: 13.01.2022).
    5. Маркс К. Капитал / К. Маркс, Ф. Энгельс. Т. 1. – М.: Наука, 1990.
    6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений: [новое издание] / С.И. Ожегов; под общ. ред. Л.И. Скворцова. – 28-е изд., перераб. – М.: Мир и образование, 2015.
    7. Операционные показатели несетевых отелей Санкт-Петербурга, июнь 2021 г. // Официальный сайт компании «HotelAdvisors». – URL: https://hoteladvisors.ru/blog-2/Operatsionnye-pokazateli-nesetevykh-oteley-Sankt-Peterburga-Iyun-2021-g/ (дата обращения: 15.01.2022).
    8. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. – М.: Соцэкгиз, 1962.
    9. Статистика и тренды гостиничного бизнеса – 2022 // Официальный сайт единой платформы для онлайн-продаж и управления «TrabelLine». – URL: https://www.travelline.ru/blog/statistika-i-trendy-gostinichnogo-biznesa-2022/ (дата обращения: 17.01.2022).
    10. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях рынка / Р.А. Фатхутдинов. – М., 2002.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2