ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Туризм как драйвер экономического развития регионов в кризисных условиях экономики

Tourism as Driver of Regional Economic Development under Crisis Economic Conditions



Т.А. Лаврова
С.А. Уваров
С.Д. Волков
T.A. Lavrova
S.A. Uvarov
S.D. Volkov
victoriatan@inbox.ru
s_uvarov@mail.ru
sdvspb@mail.ru
профессор кафедры гостиничного и ресторанного бизнеса, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор
профессор кафедры торгового дела и товароведения ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор
проректор по научной работе, АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт бизнеса и инноваций», доктор экономических наук, профессор
professor, the Department of Hotel and Catering Business, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, professor
professor, the Department of Commerce and Merchandising, St. Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, professor
vice-rector for research, St. Petersburg Institute of Business and Innovations, Doctor of Economics, professor
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • внутренний туризм
  • COVID-19
  • направления туристской деятельности
  • дестинации
  • мероприятия по развитию туризма
  • развитие региона
  • Keywords:

  • domestic tourism
  • COVID-19
  • tourist activities
  • destinations
  • tourism development activities
  • regional development
  • Рассматриваются актуальные проблемы развития туризма в условиях кризисных явлений в экономике страны. Представлен авторский анализ основных экономических показателей туристской деятельности. Особое внимание уделено разработке мер по активизации туристской деятельности с учетом влияния негативных факторов и выявления их последствий. Обосновывается необходимость использования всех возможностей для развития туризма и повышения уровня конкурентоспособности отрасли в данной сфере.

    We look at the topical issues of tourism development under economic crisis. The analysis of the key economic indicators of tourist activity is presented. Special attention is paid to the development of measures to boost tourist activity taking into account the influence of negative factors and their consequences. We substantiate the need to use all opportunities for the development of tourism and increasing the level of the competitiveness of the industry in question.

    Обзор статьи

    Формирование новых направлений туристской деятельности в условиях развития современных как кризисных, так и инновационных процессов является основой адаптации отрасли к изменяющимся условиям среды и потребностям потенциальных туристов.
    «До наступления пандемии наблюдалось стремительное развитие российского туристического рынка как на внутреннем, так и на международном уровне. Во многом на это повлияло проведение Чемпионата мира по футболу в 2018 г., благодаря чему многие люди открыли для себя новое направление туризма» [1, с. 283].
    За период 2020–2021 гг. из-за ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19 резко сократился въездной поток туристов, из-за введения различных ограничительных мер на уровне регионов также сократились возможности развития внутреннего туризма. В табл. 1 представлены показатели развития туризма в Российской Федерации за период 2017–2020 гг.
    Кризисные явления в экономике, санкции и ограничительные меры привели к необходимости разрабатывать новые направления туризма и применять инновационные технологии в различных отраслях туризма и гостеприимства, что способствует возвращению отраслевых показателей к докризисному из-за пандемии уровню.
    Одним из наиболее востребованных в настоящее время направлений является внутренний туризм. В результате введенных ограничений на туристские поездки за пределы Российской Федерации большой потребительский сегмент платежеспособных потенциальных туристов оказался вынужден выбирать направления отдыха и путешествий внутри страны. Данная тенденция привела в 2019–2021 гг. к активизации интереса туристов к посещению туристских дестинаций внутри страны, что способствовало усилению позиций внутреннего туризма и необходимости развития внутренних туристских направлений и мест отдыха.
    «Именно высокий спрос на услуги в сфере внутреннего туризма привлек в нее крупнейших международных туроператоров. В результате летом в России появились пакетные туры и чартерные рейсы в Калининградскую область, Бурятию (Байкал), Хакасию, на Алтай. Крупнейший туроператор на внутреннем рынке "Библио-Глобус" с конца 2020 г. сформировал программу чартерных перевозок в Калининград из Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга» [5, с. 347].
    В табл. 2 представлены наиболее востребованные туристами регионы Российской Федерации по количеству граждан, размещенных в КСР за период 2019–2020 гг.

    Список использованной литературы

    1. Захарова Е.В. Инновационные принципы и подходы к развитию внутреннего туризма в Российской Федерации / Е.В. Захарова, П.А. Исупов, М.А. Морозова // Глобальный научный потенциал. – 2020. – № 12 (117). – С. 283–286. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_44847057_51515633.pdf (дата обращения: 27.11.2021).
    2. Сарафанова А.Г. Туристская отрасль и пандемия COVID-19: влияние и последствия / А.Г. Сарафанова, А.А. Сарафанов // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2021. – № 7 (201). – С. 49–60. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_46630592_35845010.pdf (дата обращения: 27.11.2021).
    3. Статистические показатели, характеризующие развитие туристской отрасли в Российской Федерации за период 2017–2020 годы // Федеральное агентство по туризму: [сайт]. – URL: https://tourism.gov.ru/upload/iblock/5e0/Статистические%20показатели,%20характеризующие%20туристскую%20отрасль.pdf (дата обращения: 26.11.2021).
    4. Численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения за период 2018–2020 годы // Федеральное агентство по туризму: [сайт]. – URL: https://tourism.gov.ru/contents/analytics/statistics/ (дата обращения: 26.11.2021).
    5. Шпырня О.В. Развитие внутреннего туризма как фактор восстановления отрасли в условиях пандемии / О.В. Шпырня, З.М. Хашева // Вестник Удмуртского университета. Серия Биология. Науки о Земле. – 2021. – Т. 31. – № 3. – С. 345–348. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_46704320_20431191.pdf (дата обращения: 27.11.2021).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2