ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Формирование и развитие социальной инфраструктуры в экономике региона на примере Ленинградской области

Formation and Development of Social Infrastructure in Regional Economy by the example of Leningrad region



К.И. Курганова
K.I. Kurganova
ok.u@mail.ru
аспирант кафедры менеджмента, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
post-graduate student, the Department of Management, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology
г. Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • социальная инфраструктура
  • социальная сфера региона
  • социально-экономические системы
  • социально-экономическая политика
  • экономика региона
  • здравоохранение
  • Keywords:

  • social infrastructure
  • social sphere of a region
  • socio-economic systems
  • socio-economic policy
  • regional economy
  • healthcare
  • В статье рассматриваются основные аспекты развития социальной инфраструктуры в регионе на примере Ленинградской области. Определено влияние социальной инфраструктуры на экономику Ленинградской области. Приводится разработанный автором метод оценки уровня развития социальной инфраструктуры в сфере здравоохранения. Автором предлагается проводить комплексный анализ на основе мониторинга состояния социальных объектов, а также балльно-рейтинговой оценки объекта социальной инфраструктуры.

    We consider the main aspects of the development of social infrastructure in a region by the example of Leningrad region. The impact of social infrastructure on the economy of Leningrad region is assessed. We introduce our own method of assessing the level of social infrastructure development in the healthcare sector. We suggest carrying out a comprehensive analysis based on the monitoring of the state of social facilities, as well as the rating of social infrastructure objects.

    Обзор статьи

    Развитие социально-экономической политики в Российской Федерации является одной из основных функций государства. На современном этапе это непосредственно связано с совершенствованием различных видов инфраструктурных объектов, которые влияют на эффективное взаимодействие всех экономических систем региональной экономики [2].
    Социальная инфраструктура – это совокупность элементов благоустройства социальных объектов на закрепленной территории, созданных для удовлетворения человеческих потребностей в рамках функционирования региональной экономики [4, с. 17]. Уровень развития социальной инфраструктуры региона в значительной степени влияет на социально-экономическую устойчивость расположенных в нем предприятий [3].
    Анализируя социальную сферу Ленинградской области, необходимо отметить, что наблюдается недостаточный уровень обеспеченности населения инфраструктурными объектами, возросла степень износа основных фондов, увеличилась нагрузка на сохранившуюся инфраструктуру из-за выбытия части основных фондов, при этом качество и доступность социальных услуг снижается. Особенно это касается густонаселенных районов региона, где высокая плотность населения без доступных объектов социальной инфраструктуры. Одним из таких районов является Всеволожский район, где располагаются города Мурино и Кудрово. Данные города Ленинградской области обладают низким уровнем социальной инфраструктуры и недостаточным количеством социальных объектов (детских садов, поликлиник, средних общеобразовательных школ). Это отрицательно сказывается на общей картине состояния региональной политики Ленинградской области.
    Это связано, во-первых, с тем, что качество предоставляемых услуг и степень доступности не вполне удовлетворяют потребностям населения Ленинградской области. Во-вторых, социальная инфраструктура в регионе не в полной мере реализовывает стандартные функции, а именно: формирование благоприятных условий проживания; создание новых рабочих мест, привлекательных для жителей Ленинградской области; развитие человеческого потенциала – в силу того, что темпы развития социальной инфраструктуры в Ленинградской области отстают от темпов социально-экономических изменений, происходящих в стране. В-третьих, региональная власть Ленинградской области не всегда может решить некоторые проблемы развития социальной инфраструктуры самостоятельно без вмешательства федерального уровня управления.
    В рамках решения проблем региональными властями была разработана стратегия социально-экономического развития до 2030 года. Согласно стратегии в области социальной сферы планируется реализовать несколько направлений, среди которых можно выделить «Здоровье населения» и «Здоровый образ жизни». Эти направления особенно актуальны в условиях эпидемиологической ситуации как в регионе, так и в стране в целом.

    Список использованной литературы

    1. Стратегия социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года. Утв. областным законом от 8 августа 2016 г. № 76-оз. 51 с. // Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области: [сайт]. – URL: http://www.edu.lenobl.ru (дата обращения: 17.11.2021).
    2. Гришин В.И. Российское экономическое пространство: проблемы и перспективы реструктуризации: монография / В.И. Гришин, Г.Ю. Гагарина. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 187 с.
    3. Маргулян Я.А. Социальные инновации в управлении человеческими ресурсами: монография / Я.А. Маргулян; под науч. ред. д-ра социол. наук, проф. Я.А. Маргуляна. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, 2018. – 398 с.
    4. Оверчук Д.С. Моделирование процессов принятия решений в рамках взаимодействия экономических агентов при реализации общественно значимых инфраструктурных проектов: монография / Д.С. Оверчук. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 126 с.
    5. Открытый бюджет Ленинградской области: [сайт]. – URL: https://budget.lenobl.ru/budget/num/region/current/outcomes/ (дата обращения: 29.11.2021).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2