ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Особенности управления знаниями на различных этапах жизненного цикла организации по И. Адизису

Features of Knowledge Management at Different Stages of Organization's Life Style as per I. Adizis



О.В. Бабскова
O.V. Babskova
babskova.olga@gief.ru
доцент кафедры менеджмента, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат экономических наук
Associate Professor, the Department of Management, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Economics
г. Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • управление знаниями
  • явные знания
  • неявные знания
  • цифровая экономика
  • цифровые технологии
  • жизненный цикл организации
  • сообщества практики
  • формальные каналы коммуникации
  • неформальные каналы коммуникации
  • Keywords:

  • knowledge management
  • explicit knowledge
  • tacit knowledge
  • digital economy
  • digital technologies
  • the life cycle of the organization
  • community of practice
  • formal channels of communication
  • informal channels of communication
  • Закономерное поведение организации в зависимости от фазы её жизнедеятельности позволило выявить типовые проблемы, с которыми может столкнуться руководство в процессе управленческой деятельности. В свою очередь, это позволяет менеджерам предвидеть и предварительно разработать стратегии функционирования организации для конкретного периода жизненного цикла. Следовательно, процесс управления знаниями в организации также является управляемым и неодинаковым на каждом конкретном отрезке её жизненного пути. В статье рассмотрены отличительные особенности процесса управления знаниями в организации на различных стадиях её жизненного цикла, который был предложен И. Адизисом.

    Regular conduct of the organization depending on the phase of its activity helped to identify characteristic problems the authority might face in the process of management activity. This in its turn allows managers to foresee and preplan the strategy of the organization’s operation for a particular period of its life cycle. The process of knowledge management, therefore, is also considered to be manageable and uneven at each particular phase of the organization’s operation. The article focuses on specific features of the process of knowledge management at different stages of the life cycle of the organization proposed by I. Adizis.

    Обзор статьи

    Развернутая теория жизненного цикла организации, предложенная И. Адизисом в начале XXI в., гласит, что любая организация проходит последовательно определенные фазы на своем жизненном пути. В отличие от традиционных моделей жизненного цикла, модель И. Адизиса предполагает наличие не 4–5 стадий, а целых 10 фаз. Любая организация будет рано или поздно сталкиваться со схожими проблемами, которые обусловлены этапом ее жизненного цикла, а, следовательно, если часть проблем предопределена, можно предварительно подготовить стратегии развития организации для каждой из фаз жизнедеятельности.
    Основатель данной теории предполагает наличие не только естественных проблем (т.е. те проблем, которые являются характерными для данной фазы жизненного цикла), но и аномальных (т.е. те проблем, которые на рассматриваемом этапе жизненного цикла не должны возникать на пути у организации) [1]. В любом случае, решение проблем требует обладания определенными знаниями и навыками для их устранения.
    Требуемыми знаниями на каждом отдельном этапе жизненного цикла организации может обладать как её руководитель, так и отдельные специалисты. Но руководитель должен иметь представление о том, какими знаниями обладают конкретные сотрудники, чтобы в случае обнаружения проблем и невозможности решить их самостоятельно, он мог грамотно делегировать решение этих вопросов.
    Сложность построения системы управления знаниями в организации, прежде всего, связана с самой сущностью понятия «знания». По мнению П. Друкера, знания – это способность применять информацию в конкретной сфере деятельности [4].
    Традиционно знания принято классифицировать на явные и неявные [7]. К явным знаниям относят те, которые формализованы, иначе говоря, зафиксированы на каком-либо носителе, и люди могут обратиться к этим знаниям при необходимости. Неявные же знания по своей природе явление более сложное и неоднозначное. С одной стороны, это знания, опыт и навыки человека, которые хранятся только в его голове и никаким образом не зафиксированы на носителе [5]. Люди не имеют открытого доступа к этим знаниям. Большинство неявных знаний можно перевести в явные при желании носителя поделиться ими. С другой стороны, не всё, что содержится в голове у человека, следует определять как ценное знание. Это связано с тем, что сотрудник может выполнять работу из раза в раз, совершая одну и ту же ошибку, которая до сих пор просто не была идентифицирована.
    Формирование системы управления знаниями в организации позволит принимать обоснованные управленческие решения. Но для этого необходимо определить, на каком этапе жизненного цикла и где концентрируются как явные, так и неявные знания в организации. Кроме того, необходимо определить процедуры, с помощью которых на каждом конкретном этапе у организации имеется возможность извлекать неявные знания у специалистов и переводить их в явную форму.

    Список использованной литературы

    1. Адизис И. Управление жизненным циклом корпораций / И. Адизис; пер. с англ. В. Кузина. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 512 с.
    2. Бабак Л.Н. Сообщество практиков: создание и распространение знаний / Л.Н. Бабак, Е.В. Хегай, Т.В. Мухсян // Креативная экономика. – 2018. – Т. 12. – № 10. – С. 1587–1597.
    3. Бабскова О.В. Анализ механизмов обеспечения благоприятного климата инновационной деятельности в условиях формирующейся экономики знаний (зарубежный опыт) / О.В. Бабскова // Материалы докладов Международ. науч.-практ. конф. – Витебск: Витебский государственный технологический университет, 2017. – С. 113–116.
    4. Друкер П.Ф. Менеджмент / П.Ф. Друкер; пер. с англ. – М.: И.Д. Вильямс, 2010. – 704 с.
    5. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями: монография / под ред. Б.З. Мильнера. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 624 с.
    6. Краснов Ф. Управление знаниями: тенденции / Ф. Краснов, И. Смазневич // Электронный журнал. Открытые системы. СУБД. – 2021. – № 03. – URL: https://www.osp.ru/os/2021/03/13055992 (дата обращения: 01.02.2022).
    7. Нонака И. Компания – создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах / И. Нонака, Х. Такеучи; пер. с англ. – М.: Олимп-Бизнес, 2011. – 384 с.
    8. Порядок применения контрольно-кассовой техники (ККТ). – URL: https://onlain-kassy.ru/big-data/pri-vybore-mesta-dlya-biznesa.html (дата обращения: 02.02.2022).
    9. Щербаков А.В. Развитие профессионального мастерства педагога как воспитателя: потенциал сетевых профессиональных сообществ / А.В. Щербаков // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 2. – № 1 (58). – С. 42–54.
    10. Knowledge Creation: A Source of Value / G. von Krogh, I. Nonaka, T. Nishiguchi. – London: Palgrave Macmillan, 2000. – Р. 266.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2