ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Оперативно-розыскной и налоговый контроль как способ обеспечения исполнения налоговых обязательств (СТАТЬЯ РЕТРАГИРОВАНА)

Operational Investigative and Tax Control as a Way of Providing for Discharge of Tax Obligations



А.В. Шахматов
В.В. Фирсов
A.V. Shakhmatov
V.V. Firsov
a-shahmatov@yandex.ru
Vitaliy-Viktorovich@list.ru
профессор кафедры оперативно-разыскной деятельности в органах внутренних дел, Санкт-Петербургский университет МВД России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный сотрудник ОВД РФ
доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент
Professor, the Department of Operational and Investigative Activities in Internal Affairs Bodies, Saint-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Doctor of Law, Professor, Honoured Officer of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation
Associate Professor, the Department of State Law Disciplines, Saint-Petersburg Law Institute (branch), the University of Procurator's Office of the Russian Federation, PhD in Law, Associate Professor
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • оперативные сотрудники БЭП и ПК МВД РФ
  • налоговые сотрудники ФНС РФ
  • формы оперативно-розыскного и налогового контроля
  • способы обеспечения исполнения налоговых обязательств
  • контроль над налогоплательщиками – физическими лицами
  • налоговая политика государства
  • уважение прав и свобод граждан
  • защита прав граждан правовыми средствами
  • Keywords:

  • operations officers of Economic Security and Anti-Corruption Departments of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
  • tax officers of the Federal Tax Service of the Russian Federation
  • forms of operational-search and tax control
  • ways of ensuring the fulfillment of tax obligations
  • control over taxpayers – natural persons
  • tax policy of the state
  • respect for the rights and freedoms of citizens
  • protection of the rights of citizens by legal means
  • В статье исследуются формы оперативно-розыскного и налогового контроля и способы обеспечения исполнения налоговых обязательств, требующие особого внимания со стороны всего юридического сообщества. Обеспечение исполнения налоговых обязательств является важным направлением политики каждого государства, уважающего права и свободы граждан и защищающего эти права правовыми средствами.

    The article focuses on the forms of operational investigative and tax control along with methods of ensuring the fulfillment of tax obligations, which require particular attention from the entire legal community. Providing for discharge of tax obligation is an important area of government policy in every state that respects the rights and freedoms of citizens and protects these rights by legal means.

    Обзор статьи

    Осуществление администрирования налоговыми органами и оперативно-розыскного контроля оперативными подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями и противодействием коррупции МВД РФ (далее – БЭП и ПК МВД РФ) возможно при помощи таких инструментов, как контрольные и оперативно-розыскные мероприятия, способствующие исполнению налоговых обязательств. Основной их задачей является обеспечение уплаты налогов и урегулирования задолженности налогоплательщиков, в том числе физических лиц.
    В настоящее время цифровая трансформация, включая сферу налогообложения, стала ключом к формированию экономической и социальной устойчивости, а также глобального влияния. Общее будущее человечества уже обретает форму в цифровой сфере. В мире, где ведется геополитическая конкуренция за технологическое первенство, необходимо гарантировать, что цифровая революция будет опираться на принципы открытого общества, верховенства закона и фундаментальных свобод [11, с. 9–11].
    Контроль над налогоплательщиками – физическими лицами начинается с его постановки на учет в инспекцию по месту жительства. Данная процедура производится налоговыми органами в течение пяти дней на основании заявления налогоплательщика [15, с. 3–4]. После чего ему присваивается единый на всей территории России идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), по которому будет формироваться налоговая база данных.
    Взаимодействие налоговых органов с органами, осуществляющими оперативно-розыскной учет, государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, регистрацию транспортных средств физических лиц, обеспечивает минимизацию уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов [17, с. 12–15].
    Значимым стало еще одно взаимодействие, а именно с 1 июля 2014 г. банки обязали сообщать налоговым органам об открытии и закрытии счетов физических лиц, выдавать справки о наличии счетов, вкладов в банке и об остатках денежных средств на счетах физических лиц, что позволяет осуществлять многогранные функции налогового контроля [18, с. 39–41].
    Одной из форм осуществления оперативно-розыскной деятельности оперативных сотрудников БЭП и ПК МВД РФ и налогового контроля сотрудников ФНС РФ является налоговая проверка, которая проводится на территории налогового органа. Под данный вид проверки попадают все декларации, сданные в инспекцию, но их количество, поступающее от физических лиц, малочисленно. Это связанно с тем, что обязанность подачи декларации возникает у физических лиц лишь при волеизъявлении налогоплательщика получить вычет по НДФЛ. В данном случае физическое лицо заполняет декларацию по форме 3-НДФЛ и прикладывает необходимый пакет документов, после чего в течение трех месяцев длится камеральная проверка, результатом которой служит решение о получении вычета или отказе в нем.
    В рамках оперативной и налоговой проверки, в том числе, с участием указанных нами выше оперативных и налоговых сотрудников проводится еще одно контрольное мероприятие, а именно осмотр документов, предметов, жилого помещения, но с согласия физического лица, что затрудняет осуществление данных видов оперативно-розыскного и налогового контроля. Еще одним из оснований является выявление ошибок в налоговой декларации при проведении камеральной проверки, а также в случае необходимости вручения физическому лицу документов [13, с. 57–60].

    Список использованной литературы

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.). (Новейшее законодательство). – М.: Рид Групп, 2021.
    2. Конвенция «О взаимной административной помощи по налоговым делам» (Заключена в г. Страсбурге 25.01.1988 г.) (с изм. и доп. от 27.05.2010 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. Налоговый Кодекс Российской Федерации: Часть первая [действующая ред. от 02.07.2021 г.]. – М.: Проспект: КноРус, 2021.
    4. Налоговый Кодекс Российской Федерации: Часть вторая [действующая ред. от 02.07.2021 г.]. – М.: Проспект: КноРус, 2021.
    5. Федеральный закон от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (в ред. Федерального закона от 23.06.2016 г. № 219-ФЗ). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    6. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    7. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ (ред. от 22.12.2020 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    8. Письмо ФНС России от 08.10.2012 г. № ПА-4-6/16857@ «О межведомственном взаимодействии с ГИБДД и органами Росреестра». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    9. База официальной статистической информации // ЕМИСС: [сайт]. – URL: http://www.fedstat.ru (дата обращения: 16.10.2021).
    10. Гончаренко Л.И. [и др.]. Налоги и налоговая система Российской Федерации / отв. ред. Л.И. Гончаренко. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 524 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2