ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Развитие логистической инфраструктуры в России, Казахстане и Беларуси: направления инвестиций

Development of Logistics Infrastructure in Russia, Kazakhstan and Belarus: Investment Directions



Е.В. Корчагина
Д.А. Корчагина
E.V. Korchagina
D.A. Korchagina
elena.korchagina@mail.ru
darinarina2020@mail.ru
профессор Высшей школы сервиса и торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; профессор кафедры национальной экономики и организации производства, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, г. Гатчина, доктор экономических наук, доцент
менеджер, Институт дополнительного профессионального образования НИУ ВШЭ – СПб
professor, the Higher School of Service and Trade, the Institute of Industrial Management, Economics and Trade, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg; professor, the Department of National Economy and Organization of Production, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Gatchina; Doctor of Economics, associate professor
manager, Institute of Further Vocational Education, Higher School of Economics
Санкт-Петербург, Гатчина
Санкт-Петербург
St. Petersburg, Gatchina
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • Евразийский экономический союз (ЕАЭС)
  • логистическая инфраструктура
  • логистические инвестиции
  • проекты развития
  • Keywords:

  • the Eurasian Economic Union
  • logistics infrastructure
  • logistics investment
  • development projects
  • Статья посвящена анализу инвестиций в развитие логистической инфраструктуры в трех крупнейших странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС): России, Казахстане и Беларуси. Методология исследования включала системный и сравнительный анализ, статистический анализ и графический метод. Результаты исследования позволили выявить основные различия в объеме, структуре и направлениях инвестиций в логистическую инфраструктуру рассмотренных стран.

    The research is devoted to the analysis of investment in the development of logistics infrastructure of the three biggest countries of the Eurasian Economic Union: Russia, Kazakhstan and Belarus. The research methodology involved system and comparative analysis, statistical analysis and graph method. The research results enabled us to reveal the main differences in the volume, structure and directions of investment in logistics infrastructure of the countries in question.

    Обзор статьи

    Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – международная экономическая организация, созданная в 2015 г. В ЕАЭС входят пять стран-членов: Россия, Кыргызстан, Казахстан, Беларусь и Армения. Целью союза является стабильное экономическое развитие стран-участниц, повышение конкурентоспособности их национальных экономик и всесторонняя модернизация. ЕАЭС обеспечивает свободное движение капитала, рабочей силы, товаров и услуг, а также согласованную политику во всех отраслях экономики.
    В зону свободной торговли ЕАЭС входят Вьетнам, Иран, Сингапур и Сербия. Молдавия имеет статус наблюдателя при ЕАЭС. Переговоры о вступлении и сотрудничестве ведутся между ЕАЭС и такими странами, как Китай, Индия, Таиланд, Израиль, Куба, Египет и др. Более того, заинтересованность во взаимодействии с ЕАЭС проявили многие другие страны: Япония, Венгрия, Чили, Южная Корея, Индонезия, Пакистан, Сирия, Тунис, Камбоджа, Лаос [2]. Следует отметить, что одной из целей создания ЕАЭС было сотрудничество с Китаем в рамках проекта «Один пояс, один путь».
    Развитие торгово-экономических связей как внутри ЕАЭС, так и с внешними партнерами требует соответствующей транспортной, таможенной и логистической инфраструктуры. В настоящее время особое значение имеет инфраструктурное обеспечение проекта «Один пояс, один путь». С одной стороны, данный проект может стимулировать рост транзита товаров через территории стран ЕАЭС. С другой стороны, развитие логистической и транспортной инфраструктуры может способствовать экспорту товаров, произведенных в ЕАЭС, как в страны Евросоюза, так и в страны Азии. Кроме того, развитие транспорта и логистики может послужить трамплином для развития смежных отраслей экономики и способствовать созданию новых рабочих мест в странах ЕАЭС.
    Целью данной статьи является анализ структуры общих и логистических инвестиций в трех странах ЕАЭС: России, Казахстане и Беларуси. Страны ЕАЭС различаются по своим размерам и экономической мощи. Россия, Казахстан и Беларусь являются наиболее крупными и экономически развитыми среди стран ЕАЭС. Данное исследование будет фокусироваться на анализе инвестиций в логистическую инфраструктуру этих трех стран, поскольку именно в них развиваются наиболее важные и крупные логистические проекты. Инвестиции в развитие логистической инфраструктуры Кыргызстана и Армении серьезно отстают от трех крупнейших членов ЕАЭС, поэтому данные страны были исключены из рассмотрения. Источниками информации для исследования послужили статистическая база Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), а также база данных инвестиционных проектов B2BGlobal.
    Распределение капитальных вложений по трем крупнейшим странам-членам ЕАЭС представлено на рис. 1. Основная часть инвестиций (96%) направлена на развитие российских проектов. Это обусловлено тем, что Россия занимает доминирующее положение в ЕАЭС. Она превосходит своих партнеров по размеру территории, количеству ресурсов и степени экономического развития. 3% всех инвестиций было направлено в Казахстан. Беларусь, третий по значимости партнер в ЕАЭС, получила лишь 1% от общего объема инвестиций [2]. Такое распределение инвестиций объясняется тем, что Казахстан имеет большую территорию и население, чем Беларусь. Второй важной причиной являются прочные отношения между Казахстаном и Китаем. Китайские инвестиции в рамках проекта «Один пояс, один путь» являются исключительно значимыми для развития Казахстана.

    Список использованной литературы

    1. Официальный сайт B2BGlobal. – URL: htpps://bbgl.ru (дата обращения: 20.01.2022).
    2. Официальный сайт Евразийской Экономической Комиссии. – URL: https://eec.eaeunion.org/ (дата обращения: 20.01.2022).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2