ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Анализ механизмов государственно-частного партнерства в цифровой экономике на примере Китая

Analysis of Mechanisms of State-Private Partnership in Digital Economy by the example of China



О.В. Бургонов
Н.П. Голубецкая
А.В. Семенов
O.V. Burgonov
N.P. Golubetskaya
A.V. Semenov
burgonov@list.ru
natalya_golubeck@mail.ru
alexandr29354@yandex.ru
профессор кафедры экономики таможенного дела, Российская таможенная академия, Санкт-Петербургский им. В.Б. Бобкова филиал, доктор экономических наук, профессор
профессор кафедры менеджмента и государственного и муниципального управления, ЧОУ ВО «Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики», доктор экономических наук, профессор
аспирант кафедры экономики и управления социально-экономическими системами, ЧОУ ВО «Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики»
professor, the Department of Customs Economics, Russian Customs Academy, St. Petersburg Branch named after V.B. Bobkov, Doctor of Economics, professor
professor, the Department of Management and State and Municipal Administration, St. Petersburg University of Management Technologies and Economics, Doctor of Economics, professor
post-graduate student, the Department of Economics and Management of Social and Economic Processes, St. Petersburg University of Management Technologies and Economics
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • государственно-частное партнёрство
  • Китай
  • инновации
  • инновационный менеджмент
  • малый и средний бизнес
  • инфраструктура
  • цифровая экономика
  • Keywords:

  • state-private partnership
  • China
  • innovations
  • innovative management
  • small and medium-sized business
  • infrastructure
  • digital economy
  • В статье анализируются наиболее значимые инструменты и механизмы государственно-частного партнерства в КНР, влияющие на эффективность функционирования инновационного менеджмента. Рассматриваются проблемы и решения, направленные на реформирование и финансирование инфраструктурных проектов, в том числе через вовлечение в эти процессы организаций малого и среднего бизнеса. Комплексный анализ инновационных направлений государственно-частного партнерства в Китае, по мнению авторов, позволит разработать сценарии управленческих решений по повышению эффективности взаимодействия государства и бизнеса в России.

    We analyze the most significant tools and mechanisms of state-private partnership in the People’s Republic of China affecting the efficiency of innovative management. We look at problems and solutions targeted at reforming and finding infrastructural projects including the involvement of small and medium-sized business. We believe that a comprehensive analysis of innovative directions of state-private partnership in China will contribute to the development of managerial decision scenario to increase the effectiveness of interaction of the state and business in Russia.

    Обзор статьи

    Инновационная деятельность позволяет обеспечить поступательное развитие региональных социально-экономических систем. Однако согласно теории «жизненного цикла» малых инновационных компаний (далее – МИП), они сталкиваются с рисками на ранних стадиях проведения научных исследований и опытно-конструкторских работ, поскольку необходимо обеспечить инвестиционную привлекательность осуществляемых проектов и провести объемные маркетинговые исследования. Государственным органам управления необходимо создать комплексную систему поддержки инновационной деятельности, перспективной формой организации которой является партнерство с предпринимательскими структурами.
    Существующая система государственной поддержки инновационных организаций в Китае включает пять подсистем (рис. 1):
    - поддержка финансовых услуг;
    - юридическое и нормативно-правовое регулирование;
    - административное управление;
    - фискальные инструменты;
    - стимулирование технологических инноваций.
    В национальной модели экономики созданы прозрачные условия для финансирования инновационных процессов с помощью инструментов косвенного и прямого инвестирования на основе привлечения небанковских финансовых учреждений в форме государственно-частного партнерства, что в целом позволило создать условия для благоприятной предпринимательской среды.
    Во-первых, в Китае сформировалась система инвестирования во главе с центральным банком, осуществляющим совместно с государственными и коммерческими банками финансирование хозяйствующих субъектов. Центральный банк предлагает ряд мероприятий, направленных на улучшение условий предоставления финансовых услуг и корректировку кредитных историй с целью получения диверсифицированных финансовых продуктов для инновационных преобразований. В 2018 г. Народный банк Китая обнародовал нормативный документ WP № 2018/3 «Трансформация денежно-кредитной политики на этапе качественного развития» [5]. В данном нормативно-правом документе обоснована роль коммерческих банков, которые создали специализированные кредитные отделы для обслуживания компаний с целью повышения эффективности проводимых финансовых процедур. В разработанной программе мероприятий указывается на то, что необходимо увеличить объем инвестиций, активно поддерживая приоритетные направления национальной модели экономики. При этом Народный банк Китая должен осуществлять функции контроля за местными коммерческими банками и кредитными кооперативами.
    В 2018 г. кредитный баланс инновационных компаний Китая достиг 26 триллионов юаней, что составляет 32,1% всех корпоративных кредитов. Структура кредитования инновационных компаний в 2018 г. представлена в таблице [8].
    Во-вторых, в стране созданы специализированные финансовые институты для поддержки бизнеса. Китайские мелкие и средние финансовые учреждения осуществляют поддержку компаний с небольшим капиталом, высокими рисками и трудностями в получении финансирования от государственных коммерческих банков. Создание финансовых учреждений для стимулирования инновационных процессов значительно повысило эффективность поддержки бизнес-структур (рис. 2).

    Список использованной литературы

    1. За последние 10 лет общая рыночная капитализация увеличилась со 140 млрд до 5,7 трлн: Кто будет расти, а кто падать? – URL: http://finance.china.com.cn/stock/20191031/5110628.shtml (дата обращения: 29.12.2021).
    2. Мельников В.С. Опыт государственно-частного партнерства в Китае / В.С. Мельников // Государственное регулирование социально-экономических процессов региона и муниципалитета: вызовы и ответы современности: сб. науч. трудов магистрантов и преподавателей. – Челябинск, 2020. – С. 338–343.
    3. Моисеев С. Китайский прорыв: как лизинг в Поднебесной достиг заоблачных высот / С. Моисеев. – URL: https://fedleasing.ru/articles/intervyu/kak-lizing-v-podnebesnoy-dostig-zaoblachnykh-vysot/ (дата обращения: 29.12.2021).
    4. Сунь Далинь. Развитие финансового рынка Китая / Сунь Далинь // Проблемы современной экономики. – 2018. – № 1 (65). – С. 234–235.
    5. Трансформация денежно-кредитной политики на этапе качественного развития. WP № 2018/3. – URL: http://www.pbc.gov.cn/en/3935690/3689029/3706782/3706801/index.html (дата обращения: 29.12.2021).
    6. Фэн Линь. Краткое описание китайского рынка облигаций / Фэн Линь, Ли Лэй, Лю Чжоу. – URL: https://rcbc.ru/wp-content/uploads/2021/04/2019-02-28_chinese_bond_market_ru.pdf (дата обращения: 29.12.2021).
    7. Шестакович А.Г. Институты государственного управления инновационной деятельностью в Китае / А.Г. Шестакович // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2019. – № 4. – С. 177–196. – URL: https://vgmu.hse.ru/data/2020/01/15/1514395621/Шестакович%204-2019.pdf (дата обращения: 29.12.2021).
    8. China Small and Micro Enterprises Financial Services Report 2018. – URL: https://www.researchgate.net/publication/330617997_China_MSME_Finance_Report_2018 (дата обращения: 29.12.2021).
    9. China PPP Fund drives forward the guided, healthy and sustainable PPP development. – URL: http://www.cpppc.org/en/szyw/999262.jhtml (дата обращения: 29.12.2021).
    10. Leading The High Quality Development of PPP with High Standard System Construction. – URL: http://www.cpppc.org/en/szyw/999326.jhtml (дата обращения: 29.12.2021).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2