ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Сравнительный анализ систем государственного регулирования коммерческой деятельности в Российской Федерации и в других странах

Comparative Analysis of Systems of Government Regulation of Commercial Activity in Russian Federation and Other Countries



Т.В. Кириллова
П.Д. Белова
Н.О. Исаев
T.V. Kirillova
P.D. Belova
N.O. Isaev
kirillova_tan@rambler.ru
belowapolina17@gmail.com
isaev.no1999@gmail.com
доцент Высшей школы сервиса и торговли Института промышленного менеджмента, экономики и торговли, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, кандидат экономических наук
менеджер, ООО «СТА-ЛОГ»
аналитик, ООО «ДПР Прогресс»
senior lecturer, Higher School of Service and Trade, the Institute of Industrial Management, Economics and Trade, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, PhD in Economics
manager, STA-LOG, plc
analyst, DPR Progress, plc
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • государственное регулирование
  • коммерческая деятельность
  • административные методы
  • рынок
  • система налогообложения
  • законодательная база
  • Keywords:

  • government regulation
  • commercial activity
  • administrative methods
  • market
  • taxation system
  • legal framework
  • Регулирование коммерческой деятельности со стороны государства является важным инструментом защиты прав и интересов как хозяйствующих субъектов, так и потребителей товаров и услуг. Проведенное исследование позволило выявить существующие различия в системах государственного регулирования коммерческой деятельности в разных странах мира, обусловленные действующими моделями регулирования экономики и зависящие от национальных традиций осуществления коммерческой деятельности.

    The government regulation of commercial activity is an important tool of defending rights and interests of both business entities and consumers of goods and services. Our research revealed the differences in the systems of government regulation of commercial activity in different countries resulting from the current models of economy regulation and dependent on national traditions of commercial activity.

    Обзор статьи

    Основной целью государственного регулирования коммерческой деятельности является поддержание стабильности рынка и его социальной направленности для наиболее полного удовлетворения спроса потребителей. Поставленная цель достигается за счет развития рыночных отношений в сфере товарного обращения, совершенствования системы налогообложения, регулирования экономики на основе ведения статистики, формирования нормативно-правовой базы для развития коммерческой деятельности и др.
    Выделяются две группы методов регулирования коммерческой деятельности. Методы административно-правового воздействия на субъекты (прямые методы) основываются на влиянии государства на рыночное ценообразование, формирование доходов предприятий. Косвенные методы направлены на развитие коммерческой деятельности и стимулирование предпринимателей к ведению бизнеса.
    Основные направления кредитно-денежной политики в каждом государстве имеют свои особенности, чаще всего они разрабатываются на основе анализа массива статистических данных. Для стимулирования развития социально значимого предпринимательства возможно применение льготного кредитования или льготного налогообложения [6]. Использование данных инструментов будет способствовать повышению стратегической устойчивости социально ориентированных предприятий [4; 5]. Основой проведения финансовых мер регулирования является система налогообложения. Определение оптимальной налоговой ставки является сложной задачей, неверное решение которой может привести к необратимым последствиям. Учеными-экономистами разработано множество методик, позволяющих определить оптимальный размер налоговой ставки. Американским экономистом Артуром Лаффером была выведена зависимость, называемая «кривая Лаффера», между налоговыми поступлениями и налоговыми ставками.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Бакушова В.В., Дмитриева И.Е. Государственное регулирование деятельности предприятий в сфере торговли // Научный журнал. 2018. № 1 (24). С. 27–32.
    3. Кириллова Т.В. Государственное регулирование инновационного развития торговли в Российской Федерации // Журнал правовых и экономических исследований. Journal of Legal and Economic Studies. 2020. № 3. С. 144–148.
    4. Корчагина Е.В. Роль корпоративной культуры в обеспечении эффективного управления и перехода к устойчивому развитию компании // Проблемы современной экономики. 2009. № 1(29). С. 255–259.
    5. Корчагина Е.В. Стратегическое управление социально-экономической устойчивостью предприятия // Проблемы современной экономики. 2009. № 1(29). С. 150–154.
    6. Умнов В.А., Плюхина А.А., Матвеев М.В. Анализ системы государственной поддержки социального предпринимательства в России // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2018. № 3 (13). С. 77–89.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2