ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Методология менеджмента знаний в системе непрерывного профессионального образования специалистов гражданской авиации

Knowledge Management Methodology in System of Continuing Professional Education of Civil Aviation Specialists



М.О. Иванова
M.O. Ivanova
ivanova_mo@mail.ru
зав. кафедрой истории и управления персоналом, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, кандидат экономических наук, доцент
Head of the Department of History and Personnel Management, St. Petersburg State University of Civil Aviation, PhD in Economics, associate professor
. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • экономика знаний
  • непрерывное профессиональное образование
  • система
  • специалисты гражданской авиации
  • менеджмент знаний
  • трудовые ресурсы
  • организационная теория
  • Keywords:

  • knowledge economy
  • continuing professional education
  • system
  • civil aviation specialists
  • knowledge management
  • labor resources
  • organization theory
  • В статье раскрываются сущность, принципы и механизмы формирования системы непрерывного профессионального образования применительно к особенностям гражданской авиации как самостоятельной отрасли хозяйственного комплекса, предъявляющей высокие требования к качеству трудовых ресурсов. Раскрываются методологические подходы к использованию в управлении системой непрерывного образования в гражданской авиации положений экономики знаний, изложенных в ряде фундаментальных научных трудов ведущих отечественных ученых и специалистов. Подходы адаптированы к специфике непрерывного образования в гражданской авиации и условиям его трансформации в систему знание-ориентированного типа. Даны предложения по развитию этих методологических подходов с учетом положений организационной теории.

    We reveal the essence, principles and mechanisms of developing the system of continuing professional education as applied to civil aviation as an independent industry having high requirements regarding the quality of labor resources. We reveal the methodological approaches to applying the concepts of the knowledge economy described in fundamental research of leading Russian scientists to managing the system of continuing education in civil aviation. The approaches are adapted to the specifics of continuing education in civil education and the conditions of its transformation into a knowledge-oriented system. We offer guidelines to develop the methodological approaches in question from the point of view of organization theory.

    Обзор статьи

    Введение
    Развитие социально-экономического комплекса Российской Федерации связано с решением целого ряда сложных задач. К числу важнейших задач относится обеспечение наиболее полного использования трудового потенциала отечественной экономики (как на национальном, так и на отраслевом уровне), его количественного роста и качественной трансформации. Ключевым фактором, детерминирующим развитие трудового потенциала, является, как известно, достижение высокого уровня эффективности функционирования сферы образования, включающей множество структурных элементов, дифференцированных как по отраслевому признаку, так и по видовой принадлежности. Особое место в совокупности таких элементов занимает система непрерывного профессионального образования (далее – СНО), призванная обеспечить поддержку и постоянное развитие трудового потенциала конкретных отраслей и сфер деятельности за счёт организации непрерывного и последовательного обучения задействованных в этих отраслях и сферах кадров специалистов.
    Результаты и их обсуждение
    Система непрерывного профессионального образования формировалась с учетом отраслевой структуры хозяйственного комплекса Российской Федерации. На отраслевом уровне значимость СНО и сама потребность в ней неоднородны. В отраслях, где процесс труда осуществляется в условиях повышенной сложности, связанных с безопасностью, требующих не только активизации профессиональных качеств, но и личностно-психологических, значение СНО, с ее способностью формировать качество специалистов, безусловно, возрастает. К числу отраслей, в наибольшей степени нуждающихся в использовании возможностей непрерывного образования как фактора, обуславливающего конструктивное, позитивное, по сути, преобразование качества специалистов, а вслед за ним и трудового потенциала, относится гражданская авиация (далее – ГА) – отрасль, специалисты которой выполняют трудовые функции повышенной сложности.
    Система непрерывного профессионального образования (далее – НПО) в гражданской авиации, созданная в стране, функционирует уже не одно десятилетие, демонстрируя достаточно высокую результативность. Однако специалистами отмечается наличие отдельных проблем управленческого характера, часть из которых касается необходимости дальнейшего совершенствования собственно образовательного контента, ориентируясь на необходимость его адаптации к достижениям научно-технического прогресса в авиации; к структурным изменениям в экономике, наиболее заметными в современный период; к перспективам развития отрасли, которые получили отражение в ряде планово-прогнозных и программных документах.

    Список использованной литературы

    1. Абдикеев Н.М., Киселева А.Д. Управление знаниями корпорации и реинжиниринг бизнеса / под науч. ред. Н.М. Абдикеева. М.: ИНФРА-М, 2010.
    2. Высшая школа современной России: монография / под науч. ред. С.Ю. Костылевой. Новосибирск: Изд-во АНС «СибАК», 2017.
    3. Гапоненко А.Л., Орлова Т.М. Управление знаниями: как превратить знания в капитал. М.: Эксмо, 2008. 394 с.
    4. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития. М.: Экономика, 2010.
    5. Горбашко Е.А. Управление качеством образования в высшей школе. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2005.
    6. Иванова М.О. Концепция непрерывного образования в системе подготовки специалистов для гражданской авиации // Креативная экономика. 2020. Т. 14. № 2. С. 225–236.
    7. Иванова М.О. Оценка качества подготовки авиационного персонала // Архитектура университетского образования: построение единого пространства знаний: сб. трудов IV Национальной науч.-метод. конф. с международ. участием. СПб., 2020. С. 202–209.
    8. Коулопоулос Т.М., Фраппаоло К. Управление знаниями. М: Эксмо, 2008. 217 c.
    9. Лобанов Н.А., Скворцов В.Н., Тучков А.И. Человеческий капитал в системе непрерывного образования. СПб: Изд-во СПУЭФ, 2006.
    10. Ломакина Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного образования. М.: Наука, 2006.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2