ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Проблемы и перспективы реализации концепции комплексного освоения территории в крупных городах России

Problems and Prospects of Implementing Complex Development Concept in Capital Cities of Russia



С.В. Бабенко
Svetlana Babenko
drozdov_gd@mail.ru
соискатель кафедры менеджмента таможенного и страхового сервиса ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики»
Candidate for PhD at the Department of Management of Customs and Insurance Service of St. Petersburg State University of Service and Economics
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
Рассмотрены проблемы и направления реализации концепции комплексного освоения территории, являющейся адекватным инструментом преодоления кризисной ситуации, в которую попали крупные города, как в развитых странах мира, так и в России.
We consider problems and trends of implementing the concept of complex development of the territory which is believed to be an appropriate tool to overcome the crisis that many capital cities both in developed countries and in Russia are facing.

Ключевые слова:

  • комплексное развитие территории
  • транспортное обеспечение
  • инфраструктура
  • население
  • комфортность проживания
  • девелопмент
  • Keywords:

  • complex territory development
  • transport service
  • infrastructure
  • populon
  • comfort of dwelling
  • development
  • Обзор статьи

    В современных условиях крупные города практически исчерпали возможности жилой застройки за счет того, что историческая часть этих городов практически законсервирована для нового строительства, промышленные зоны прошли в условиях постиндустриализации период реновации и застройки, а уплотненное строительство в зоне ближних пригородов ограниченно из-за экологических и транспортных проблем. В результате основная масса рабочих мест концентрируется в центре города или в ближайших пригородах, что приводит к большой транспортной нагрузке, особенно в часы пик. Примером такого диспропорционального развития является Москва, в которой в последние годы увеличилась транспортная нагрузка, снизилась в целом комфортность проживания, участились случаи энергетических блэкаутов и т.п. В то же время вокруг столицы сложилось множество разнообразных микропоселков, жители которых столкнулись с проблемой отсутствия полноценной социальной, транспортной и торговой инфраструктуры, резко снизившей качество жизни в таких по сути «спальных районах», вынесенных далеко за пределы городской черты [3]. Представленное в 2012 г. решение по расширению Москвы в этой связи является попыткой смягчить действия негативных последствий перегрузки мегаполиса, однако его реализация не базируется на обоснованной концепции данного решения и соответственно проект не содержит достаточно адекватных принципов учета интересов проживающих на данной территории лиц. Ситуация в Санкт-Петербурге пока еще не достигла такой критической точки, как в Москве, но, тем не менее, признаки перегрузки в Северной столице уже есть. В этой связи наиболее вероятным решением, направленным на то, чтобы не допустить перегрузки, прежде всего в историческом центре города, является выбор полицентрического развития, то есть вынос деловой активности и жилого комплекса на пространственную периферию вдоль основных дорожных трасс. Считается, что концепция комплексного освоения территории (ориентированной на формирование самодостаточных районов с комфортной средой обитания и всей необходимой инфраструктурой) зародилась в рамках нового американского урбанизма и концепций девелоперской деятельности, называемых «greenfield development» (первоначально обозначаемой как скупка земель сельскохозяйственного назначения для последующего строительства) и «land development» (земельный девелопмент). Подобный опыт, в наиболее успешном варианте, обозначаемом как комплексное освоение территории (КОТ), уже достаточно давно и успешно зарекомендовал себя в европейских столицах. В частности, еще в 60-х годах прошлого века под Парижем, фактически в 8 км от Лувра стал проектироваться новый район Дефанс, в итоге ставший не только жилым кварталом, но и деловым центром французской столицы.

    Список использованной литературы

    1. Денисенко Е. Марш КОТов // Эксперт Северо-Запад. 2012. 20 февраля. № 7. С. 36–41.
    2. Елекоева Т. Центры по дорожной линии // Эксперт Северо-Запад. 2012. 2 июля. № 26–27. С. 28–30.
    3. Комплексное освоение территорий – КОТы // Архитектурная мастерская Цыцина: [сайт]. URL: http://arhmc.ru/ru/pages/ 16 (дата обращения: 21.03.2013)
    4. Щукин А. Голландские рецепты для российского города // Эксперт. 2010. 26 июля. № 29. С. 54–59.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2