ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Механизм адаптации кадрового потенциала организаций индустрии туризма к деятельности в условиях цифровой экономики

Mechanism of Adaptation of Potential of Tourism Organizations Personnel to Working under Digital Economy



В.В. Лавров
V.V. Lavrov
vv_l@inbox.ru
доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами в кино- и телеиндустрии, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения», кандидат экономических наук, доцент
senior lecturer, the Department of Management of Economic and Social Processes in Cinema and Television Industry, St. Petersburg State Institute of Cinema and Television, PhD in Economics, Associate Professor
Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • индустрия туризма
  • кадровый потенциал
  • цифровая экономика
  • виды и методы мотивации сотрудников
  • элементы кадрового потенциала
  • организации сферы туризма
  • Keywords:

  • tourism industry
  • personnel potential
  • digital economy
  • types and methods of staff motivation
  • elements of personnel potential
  • tourism organizations
  • В статье рассмотрены основные подходы к определению понятий человеческого капитала и кадрового потенциала, выявлены и описаны показатели оценки кадрового потенциала организаций сферы туризма. Особое внимание уделено вопросам мотивации сотрудников организаций индустрии туризма в условиях применения новых цифровых технологий и высокого уровня конкуренции в сфере туризма. Исследованы внешние и внутренние факторы влияния на кадровый потенциал организаций сферы туризма в современных условиях. На основе проведенного исследования автором разработаны предложения по адаптации кадрового потенциала организаций индустрии туризма к работе в условиях цифровой экономики.

    We consider the key approaches to defining the human capital and personnel potential; indicators for assessing the personnel potential in tourism organizations are distinguished and described. Special attention is paid to the issues of motivation of employees of tourism organizations in the context of the application of new digital technologies and high competition in the sphere in question. Internal and external influence factors on the personnel potential in tourism organizations under modern conditions are studied. On the basis of the research, we offer guidelines for adapting the personnel potential in tourism organizations to working under digital economy.

    Обзор статьи

    Теория человеческого капитала представляет собой сравнительно недавно сформировавшееся научное направление в области экономических знаний. Основой данного направления является анализ взаимосвязей количественных и качественных характеристик конкретного работника или коллектива на особенности и скорость адаптации к изменяющимся экономическим и социальным условиям труда. Важным элементом данной взаимосвязи является изучение возможностей работников к восприятию новых инновационных процессов управления и новых технологических коммуникационных систем, например, адаптация к работе в новых условиях цифровой экономики. В табл. 1 представлены определения понятия «человеческий капитал».
    В современной науке имеется много определений понятия «человеческий капитал», например, «человеческий капитал – это совокупность знаний, умений и навыков, состояние физического и психического здоровья человека, влияющие на результаты его трудовой деятельности; это приведенная дисконтированная сумма всех ожидаемых доходов от человеческого труда; это долговременный экономический ресурс, воспроизводство которого требует постоянной мотивации, так как связано со спецификой человеческого фактора» [10, с. 11].
    Структурные особенности и взаимосвязи между основными категориями, относящимися к человеческому потенциалу как обобщенной характеристике, и влияние основных факторов на качественные параметры развития человека и общества представлены на рис. 1.
    В условиях современного периода экономического развития для повышения уровня конкурентоспособности любой организации индустрии туризма необходимо особое внимание уделять качественным характеристикам кадрового потенциала, что является важнейшей основой профессионализма, высокого уровня квалификации и возможности осуществлять инновационные изменения. В широком смысле слова потенциал – это количественно-качественная характеристика наличия и использования ресурсов. Рассматривая такой факторный потенциал, как кадровый, в первую очередь определяют такие количественно-качественные характеристики, как образование, квалификацию, профессиональные навыки, личностные характеристики сотрудника и др. В табл. 2 представлены определения понятия «кадровый потенциал».
    Следовательно, процесс формирования умного, квалифицированного работника, способного к обучению, быстрому принятию управленческих решений и возможности осваивать новые современные технологии представляет собой важнейшее направление эволюции экономического развития, повышение уровня конкурентоспособности организации. На формирование квалифицированного, профессионально выполняющего свои должностные обязанности сотрудника влияют различные факторные характеристики. К внутренним факторам относится генетическая предрасположенность к развитию, здоровье, умственные способности, психологические характеристики личности, особенности типа личности, эмоциональный фон, уровень и качество образования, социальный статус, уровень социальной обеспеченности и др.

    Список использованной литературы

    1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017. № 1632-р // Правительство России: [сайт]. URL: http://static.government.ru/media/files/ (дата обращения: 07.05.2021).
    2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 Туризм // Гарант: [сайт]. URL: http://base.garant.ru/70683774/ (дата обращения: 07.05.2021).
    3. Аниськин В.Н., Бусыгина А.Л., Замара Е.В. Оптимизация процесса подготовки специалистов по туризму в условиях цифровой экономики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1(26). С. 29–32. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37129986 (дата обращения: 06.05.2021).
    4. Беккер Г. Человеческое поведение. М.: ГУВШЭ, 2003. 670 с.
    5. Голованова Л.А., Мартиросян М.А. Понятие кадрового потенциала предприятия. // Ученые заметки ТОГУ. 2017. Т. 8. № 4. С. 232–236. URL: http://pnu.edu.ru/media/ejournal/articles-2017/TGU_8_294.pdf (дата обращения: 06.05.2021).
    6. Зорина Т.П., Коноплёва Г.И. Понятие кадрового потенциала // Электронный научный журнал «Международный студенческий научный вестник». 2015. № 4 (ч. 1). URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=12619 (дата обращения: 6.05.2021).
    7. Маркс К., Энгельс Ф. Критика политической экономии. Соч. в 50 т. Т. 23–25. М.: Политиздат, 1960–1962.
    8. Пурыжова Л.В., Арутюнян Г.А. Кадровый потенциал организации: особенностиформирования и управления // Молодой ученый. 2016. № 24 (128). С. 228–231. URL: https://moluch.ru/archive/128/35531/ (дата обращения: 06.05.2021).
    9. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., исправ. М.: ИНФРА-М, 1999. 479 с.
    10. Синянская Е.Р. Управление человеческим капиталом организации. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. 64 с. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/28818/1/978-5-7996-1160-6_2014.pdf (дата обращения: 06.05.2021).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2