ISSN 1995-1248
The DOI system

Индикаторный метод нейтрализации угроз разнонаправленности интересов субъектов экономической безопасности на мезоуровне

Indicator Method Aimed to Neutralize Threats of Multidirectional Interests of Economic Security Entities at the Meso Level



А.В. Затевахина
А.А. Горбатиков
А.С. Микуленков
A.V. Zatevakhina
A.A. Gorbatikov
A.S. Mikulenkov
zatevakhina@ibispb.ru
gorbatikov.aa@mipt.ru
mikulenkov@gmail.com
доцент кафедры экономики и финансов предприятий и отраслей, АНО ВО «Международный банковский институт имени Анатолия Собчака», кандидат экономических наук, доцент
исполнительный директор научно-исследовательского и инжинирингового центра инновационных технологий МФТИ, заместитель директора Бизнес-школы высоких технологий Московского физико-технического института (национального исследовательского университета), кандидат экономических наук
директор центра науки и технологий искусственного интеллекта Московского физико-технического института (национального исследовательского университета)
Senior Lecturer, the Department of Economics and Finance of Enterprises and Industries, Autonomous Non-Profit Organization of Higher Education «International Banking Institute named after Anatoly Sobchak», PhD in Economics, Associate Professor
Executive Director, the Research and Engineering Center for Innovative Technologies, Moscow Institute of Physics and Technology, Deputy Director, Business School of High Technologies, Moscow Institute of Physics and Technology (National Research University), PhD in Economics
Director, Center for Science and Technology of Artificial Intelligence, Moscow Institute of Physics and Technology (National Research University)
Санкт-Петербург
Долгопрудный
Долгопрудный
St. Petersburg
Dolgoprudny
Dolgoprudny

Ключевые слова:

  • мезоуровень экономической безопасности
  • индикаторы экономической безопасности
  • стратегия экономической безопасности
  • ключевые показатели эффективности
  • Keywords:

  • meso level of economic security
  • economic security indicators
  • economic security strategy
  • key performance indicators
  • В статье рассматриваются механизмы организации управления региональными системами с позиции достижения целей экономической безопасности, представлены различные подходы к формированию перечня соответствующих индикаторов. В результате проведенного исследования авторами предложен подход, предполагающий расширение инструментария оценки деятельности государственных органов с применением KPI на основании индикаторов экономической безопасности.

    The article deals with analysing mechanisms of organization of management with regard to regional systems from the standpoint of achieving the objectives aimed at ensuring economic security. It presents a variety of approaches to formation of a list of related indicators. Based on the results of the research conducted the authors propose an approach which provides for improving the system of assessing the performance of public authorities with implementation of KPI system on the basis of economic security indicators.

    Обзор статьи

    Экономическая безопасность на мезоуровне представляет собой совокупность факторов и условий, обеспечивающих сохранение параметров устойчивого развития региона в условиях защищенности от внешних и внутренних угроз, и включает в себя социальные, экономические, технологические, информационные компоненты. Соответственно, цели обеспечения экономической безопасности достигаются посредством разработки на региональном уровне планов и программ стратегического и тактического уровней реализации, направленных на развитие экономической, социальной, производственной подсистем. Принципы эффективной организации управленческой деятельности на уровне региона основываются на классической теории принятия решений, предполагающей проведение анализа и синтеза проблем в отдельных управляемых подсистемах и последующей постановке целей. При этом в рамках достижения устойчивости развития региона необходимо установление оптимальных критериев экономической, социальной и экологической направленности. Обеспечение сбалансированности соблюдения указанных подходов осложняется наличием ресурсного антагонизма. Кроме того, временной период планирования имеет дифференциацию для целей экономического, социального и экологического развития региона. Представленные компоненты формируют стратегию экономической безопасности региона и реализуется посредством оперативных и тактических планов на уровне региональных органов исполнительной власти, а также органов муниципального управления.
    Разработка эффективной стратегии экономической безопасности на уровне региона должна основываться на результатах анализа его социально-экономического положения. Цели и задачи, формулируемые в процессе разработки стратегии, следует увязывать с основными «точками роста» региона. Целесообразно исследовать динамику основных макроэкономических показателей региона, рассчитанных до и после реализации отдельных направлений стратегии экономической безопасности. Это позволит оценить значимость мероприятий стратегии в решении социально-экономических проблем региона, связанных с формированием ресурсного потенциала (производственного, инновационного, кадрового и др.).
    Представленная модель оценки направлений стратегии экономической безопасности в части экономической, социальной и экологической эффективности является укрупненной, ответ на каждый вопрос предполагает разработку критериев эффективности в каждой региональной подсистеме, определение ожидаемых результатов и необходимых результатов. При этом в рамках построения стратегических моделей развития ожидаемые результаты должны оцениваться в длительной временной перспективе и учитывать не только показатели, характеризующие прямой ожидаемый эффект, но и те параметры, которые позволяют оценить косвенную результативность.
    При проведении оценки эффективности разработанной стратегии целесообразно использовать метод «ключевых вопросов», предполагающий анализ принимаемых на различных уровнях управленческих решений. Так, понятие «экономическая безопасность» неразрывно связано с качеством жизни населения. Соответственно, эффективность стратегии следует рассматривать через призму удовлетворения материальных и духовных потребностей населения региона. При этом оценке подлежат все аспекты жизнедеятельности, включая социальные, экономические и экологические. Повышение производственного потенциала, являющееся одной из целей экономической безопасности, должно реализовываться при соблюдении требований производственной и экологической безопасности. Ответ на вопрос «Как повысить инвестиционную привлекательность региона?» находится в плоскости решения задач по активизации инновационной деятельности предприятий и научных учреждений региона, а также совершенствования инструментов государственного регулирования. При этом важное значение имеет определение приоритетов при принятии решений о поддержке отдельных элементов социально-экономической системы региона.

    Список использованной литературы

    1. Указ Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Аляутдинов Н.Ф., Галкин А.И. KPI как инструмент оценивания эффективности деятельности органов государственного управления Российской Федерации // Креативная экономика. 2015. Т. 9. № 9. С. 1103–1112.
    3. Глустенков И.В. Формирование эффективной системы экономической безопасности регионов России: дис. … канд. экон. наук. М., 2016. 158 с.
    4. Демидович К.А., Данилова Л.В. Понятие ключевых показателей эффективности (KPI) и их применение // Новая наука: от идеи к результату. 2016. № 5-1 (84). С. 47–51.
    5. Каплан Р.С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию // Контрол А: [сайт]. URL: http://ctrla.ru/wp-content/uploads/2015/02/Kaplan_-_Sbalansirovannaya_sistema_pokazateleii.pdf (дата обращения 06.02.2021).
    6. Круглов В.Н. Совершенствование методики оценки экономической безопасности региона // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 15. С. 85–92.
    7. Кульбицкая Л.Е. Теория управления: синергетический контекст // Вести института предпринимательской деятельности. 2020. № 1(22). С. 76–83.
    8. Максуров А.А. Проблема определения эффективности государственного управления (на примере координационной юридической практики) // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 10. С. 14–16.
    9. Марков А.В. Бюджетный потенциал дотационного региона (на примере Чувашской Республики) // Новая наука: современное состояние и пути развития: Междунар. науч. период. изд. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. (9 октября 2015 г., г. Стерлитамак): в 2 ч. Ч. 1. Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2015. С. 184–186.
    10. Митяков Е.С. Модель региональной системы экономической безопасности // Экономика и предпринимательство. 2017. № 12-1 (89-1). С. 356–360.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2