ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Оценка перспективных направлений использования краудсорсинга в некоммерческих организациях

Assessment of Promising Directions for Applying Crowdsourcing at Non-Profit Organizations



Е.Л. Гришина
E.L. Grishina
Ekaterina.spb2020@yandex.ru
ассистент кафедры связей с общественностью, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)
assistant, the Department of Public Relations, St. Petersburg State Electrotechnical University “LETI”
Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • некоммерческие организации
  • краудсорсинг
  • управление некоммерческими организациями в инновационной экономике
  • методы и инструменты управления
  • управленческие решения
  • Keywords:

  • non-profit organizations
  • crowdsourcing
  • management of non-profit organizations in innovation economy
  • management methods and tools
  • managerial decisions
  • В статье рассмотрены практические аспекты использования краудсорсинга в условиях некоммерческих организаций с точки зрения необходимости повышения эффективности их деятельности при реализации различных социальных проектов. Практические рекомендации формируются на основании проведенного сравнительного анализа моделей краудсорсинга в предпринимательских структурах и некоммерческих организациях в контексте подходов современного менеджмента.

    We look at practical aspects of using crowdsourcing at non-profit organizations from the point of view of the need to improve their performance concerning different social projects. Practical recommendations are based on the comparative analysis of crowdsourcing models in entrepreneurial structures and non-profit organizations in the context of modern management approaches.

    Обзор статьи

    Расширение спектра современных информационных технологий и внедрение инноваций в организацию социально-экономической деятельности создает дополнительные условия для оптимизации развития не только исключительно предпринимательских структур коммерческого сектора, но и некоммерческих организаций. Среди наиболее эффективных современных инструментов и методов обеспечения эффективности любой организационно-экономической деятельности можно отметить краудсорсинг как один из базовых элементов обеспечения цифровой экосистемы современной инновационной экономики, который позволяет усилить взаимодействие между всеми участниками рыночных отношений в режиме реального времени при одновременном снижении потенциальных транзакционных издержек.
    Краудсорсинг как отдельная социально-экономическая категория современной науки стал активно использоваться в организации предпринимательской деятельности в начале 2000-х гг. и первоначально рассматривался, прежде всего, как управленческий инструмент, благодаря которому производитель мог обеспечить прямую связь с потребителем за счет возможности осуществления взаимодействия в рамках определенных цифровых сервисов или платформ. В основу такого рода взаимодействия был положен принцип необходимости учета персональных пожеланий и требований к продукции или услугам каждого конкретного потребителя, на основании которых могла быть изменена или диверсифицирована политика организации в различных областях: производственной, маркетинговой, сбытовой и т.д. С другой стороны, наличие обратной связи моментального характера обеспечивает повышение эффективности принятия соответствующих управленческих решений при одновременном снижении временных затрат [7].
    В последующем краудсорсинг стал приобретать новые формы и механизмы обеспечения взаимодействия различных участников рынка, к числу наиболее востребованных из которых можно отнести:
    - взаимодействие кадров управления организации с персоналом, особенно в условиях транснациональных компаний со сложной, комплексной организационной структурой и наличием большой филиальной сети, а также сетевых объединений и холдинговых структур, сформированных, в том числе с использованием принципов кластеризации и проектно-командной деятельности в контексте решения целого ряда организационных проблем. В данном случае наиболее распространенным вариантом использования краудсорсинга можно признать обеспечение обратной связи и выявление уровня удовлетворенности по целому ряду вопросов – от существующей организационной культуры до системы материального и нематериального стимулирования, принятой в организации. Кроме того, именно краудсорсинг может создать эффективную систему разработки и последующего внедрения внутренних рациональных предложений по оптимизации как производственной деятельности, так и организационной структуры и системы управления как во внутренней среде организации, так и относительно ее взаимодействия с внешним окружением в соответствии с заявленной миссией и целью деятельности [2];
    - повышение эффективности выбора поставщиков и оптимизация их деятельности при решении ключевых вопросов формирования запасов различной категории и распределения готовой продукции в условиях необходимости соблюдения договорных отношений и принципов сбытовой политики;
    - распределение ряда функций и направлений деятельности с возможностью привлечения сторонних участников в качестве внештатных исполнителей, в том числе в рамках конкурсных процедур и грантовой деятельности. В данном случае в качестве наиболее предпочтительных вариантов следует рассматривать поиск креативных идей и развитие творческого потенциала в условиях экономики впечатлений. В этом контексте весьма распространенным явлением становится поиск креативных решений по разработке дизайна упаковки или логотипа организации. В качестве примера, в данном случае, можно привести опыт компании бренда ручек BIC, который обратился к краудсорсинговой платформе «eYeka» с целью обновить визуальную презентацию бренда, чтобы привлечь более молодую аудиторию, и показать функциональность 4-цветной ручки. Конкурс разделили на два этапа: в первые 10 дней собирали идеи, затем дали 6 недель на создание видеоролика по отобранным направлениям. На первом этапе было собрано 110 идей из 27 стран, часть из которых – 84 видео от участников из 24 стран – была допущена ко второму этапу. Результатом краудсорсинговой кампании стали два видеоролика от креативщиков Ланы Бой (Lana Boy) из США и Сандры Лотерштайн (Sandra Loterstein) из Франции. Ролики опубликовали на YouTube. Оба видео в сумме посмотрели более 1 млн пользователей [4].

    Список использованной литературы

    1. Болтенков И.А., Чанчиков А.А. Краудсорсинг как способ управления общественно значимыми проектами // Горизонты развития проектного управления: теория и практика: материалы II Международ. науч.-практ. конф. / редколл.: С.М. Нечаева [и др.]. М., 2021. С. 287–289.
    2. Гасюк В.А. Краудсорсинг как современный управленческий инструмент мобилизации кадровых ресурсов организации // Современные исследования проблем управления кадровыми ресурсами: сб. научных статей III Международ. науч.-практ. конф. М., 2018. С. 41–48.
    3. Доможирова О.В., Петрова Е.А. Краудсорсинг как способ оптимизации функционирования предприятий // Белгородский экономический вестник. 2020. № 1 (97). С. 23–29.
    4. Информационные материалы о примерах использования краудсорсинга // Vector: [сайт]. URL: https://vctr.media/kak-rabotaet-kraudsorsing-idej-6-kejsov-mirovykh-brendov-11911/ (дата обращения: 24.06.2021).
    5. Карибджанов Ч.Е. Краудсорсинг – инновационный инструмент управления // Вестник университета Туран. 2018. № 3 (79). С. 175–178.
    6. Левшина О.Н., Гусейнова Н.Э. Краудсорсинг как инструмент повышения эффективности инновационной политики предприятия сервиса // XXII Царскосельские чтения: материалы Международ. науч. конф. СПб.,2018. С. 35–38.
    7. Медведева А.А., Сазонова Я.А., Орлова М.В. Краудсорсинг как инструмент управления потребительским опытом // Реформы в России и проблемы управления: материалы 33-й Всерос. науч. конф. молодых ученых. М.: Изд-во Государственного университета управления, 2018. С. 124–127.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2