ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Совершенствование информационного взаимодействия таможенных органов с федеральными органами исполнительной власти при проведении таможенного контроля после выпуска товаров

Improving Informational Cooperation of Customs Authorities and Federal Executive Bodies at Customs Control after Goods Release



И.А. Гокинаева
I.A. Gokinaeva
gokinaeva-ia@ranepa.ru
доцент кафедры таможенного администрирования факультета таможенного администрирования и безопасности, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат экономических наук
senior lecturer, the Department of Customs Administration, North-West Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration, PhD in Economics
Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • таможенные органы
  • таможенный контроль после выпуска товаров
  • федеральный орган исполнительной власти
  • Федеральная налоговая служба
  • Федеральная таможенная служба
  • Keywords:

  • customs authorities
  • customs control after goods release
  • federal executive body
  • the Federal Tax Service
  • the Federal Customs Service
  • Актуальной проблемой для таможенных органов Российской Федерации является повышение эффективности взаимодействия таможенных органов с федеральными органами исполнительной власти.
    Автором выявлены основные направления совершенствования механизмов взаимодействия таможенных органов Российской Федерации с государственными контролирующими органами с целью достижения эффективных показателей проведения таможенного контроля после выпуска товаров.

    The problem of increasing the efficiency of cooperation between the customs and federal executive bodies is currently topical for the customs authorities of the Russian Federation.
    We distinguish the main directions for improving the mechanisms of cooperation between the customs authorities of the Russian Federation and the state regulatory bodies in order to secure effective customs control after goods release.

    Обзор статьи

    Функционирование таможенных органов (далее – ТО) в настоящее время невозможно представить без взаимодействия с различными органами власти. Внедрение концепции электронного документооборота в деятельность федеральных органов исполнительной власти (далее – ФОИВ) во многом упростило механизм взаимодействия не только участников внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) с органами власти с целью получения разрешительных документов для пересечения таможенной границы Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), но и сам процесс взаимодействия ТО с ФОИВ с целью взаимного обмена.
    Существующие проблемы при информационном взаимодействии Федеральной таможенной службы (далее – ФТС) России [1] и Федеральной налоговой службы (далее – ФНС) [2] обусловлены недостаточным уровнем использования современных технологий данными органами и отсутствием доступа в режиме реального времени налоговых органов и ТО к информации друг друга, необходимого для проведения налогового контроля и таможенного контроля после выпуска товаров (далее – ТКПВТ).
    Необходимость информационного обмена на всех этапах ТКПВТ обуславливается созданием обеспечения доступа должностных лиц (далее – ДЛ) ТО к информации, хранящейся в базах данных (далее – БД) ФНС России с рабочего места в режиме реального времени. Информационный обмен между ФТС России и ФНС России сегодня не предоставляет такой оперативности.
    С целью расширения досье участников ВЭД и разработки согласованных профилей риска необходимо создание аналитического центра БД ТО и налоговых органов, что позволит ТО сделать выбор объектов ТКПВТ более эффективным и оптимизировать их аналитическую работу. В дальнейшем аналитический центр БД ФТС и ФНС может стать платформой для внедрения в деятельность ТО элементов искусственного интеллекта.
    В части ТКПВТ одними из основных направлений развития межведомственного электронного взаимодействия являются: соблюдение запретов и ограничений (далее – ЗиО), позволяющее исключительно в электронном виде обеспечить взаимодействие ТО с ФОИВ (на примере деятельности Роспотребнадзора); актуализация действующих соглашений об информационном взаимодействии ФТС России с ФОИВ с учетом расширения задач, стоящих перед ФОИВ [3].
    На этапе ТКПВТ на текущий момент наблюдается низкий уровень взаимодействия ведомств отдельных органов власти, осуществляемого через систему межведомственного электронного взаимодействия (далее – СМЭВ). При перемещении участниками ВЭД товаров через таможенную границу ЕАЭС в декларации на товары (далее – ДТ) указываются необходимые разрешительные документы. С целью проверки разрешительных документов подразделения ТКПВТ осуществляют информационное взаимодействие с Роспотребнадзором путём направления запросов через СМЭВ по номеру разрешительного документа, указанному в ДТ, который должен быть идентичен номеру документа, выданного ФОИВ.
    При указании участниками ВЭД в ДТ намеренно некорректных номеров разрешительных документов взаимодействие ТО с Роспотребнадзором через СМЭВ является неэффективным, затрудняется контроль ЗиО в отношении перемещаемых товаров участником ВЭД, что создаёт дополнительные временные издержки, возникающие в связи с проведением дополнительной проверки.
    Решение данной проблемы видится в следующем: закреплении на законодательном уровне положения о предоставлении документов в электронной форме всех контрольных органов; создании КПС, позволяющего осуществлять информационный обмен как на региональном, так и на территориальном уровне.

    Список использованной литературы

    1. Итоги деятельности таможенных органов по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров за 2020 год // Федеральная таможенная служба: [сайт]. URL: https://customs.gov.ru (дата обращения: 17.06.2021).
    2. Итоги деятельности ФНС России за 2020 год // ФНС России: [сайт]. URL: https://www.nalog.ru (дата обращения: 17.06.2021).
    3. Приказ ФТС России от 30.09.2011 г. № 1981 «Об утверждении Регламента организации работ по соглашениям о взаимодействии (информационном взаимодействии) ФТС России с федеральными органами исполнительной власти и иными организациями». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 07.06.2021).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2