ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Повышение мотивационной активности персонала учреждений социальной сферы

Increasing Motivational Activity Among Social Institutions Staff



М.Г. Гильдингерш
В.С. Тестова
M.G. Gil’dingersh
V.S. Testova
mgild@mail.ru
verasergeevna@rambler.ru
профессор кафедры наукоемких производств, ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения», доктор экономических наук, профессор
доцент кафедры социологии и управления персоналом, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», кандидат социологических наук, доцент
Professor, the Department of Technology Intensive Industries, Saint-Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Doctor of Economics, Professor
Senior Lecturer, the Department of Sociology and Staff Management, Saint-Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, PhD in Sociology, Associate Professor
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • мотивация сотрудников
  • социальная служба
  • текущие тенденции
  • учреждение
  • работники
  • управление
  • нормативно-правовые акты федерального значения
  • Keywords:

  • staff motivation
  • social service
  • current trends
  • institution
  • staff
  • management
  • federal legislative and regulatory instruments
  • В статье исследованы проблемы мотивации персонала социальных служб и возможности экстраполяции опыта западных стран в развитии мотивационной активности персонала организаций социального обслуживания населения. Авторами выявлены значимые аспекты повышения мотивации работников учреждений социальной сферы.

    The article examines problematic issues of motivating social work institutions staff and possibilities for extrapolating the relevant experience of western countries in developing motivational activity of social services officers. The authors reveal significant aspects of increasing motivation of social services personnel.

    Обзор статьи

    Сегодня невозможно эффективно управлять социальной организацией, не добившись вовлеченности всего персонала, которая, в свою очередь, недостижима без мотивации, обеспечивающей превращение знаний, умений и навыков в средства личностного и профессионального роста, тем самым способствуя достижению профессионального мастерства. Повышению качества социального обслуживания населения способствует развитие системы мотивации в организации. Мотивация работников социальных служб формируется под воздействием различных стимулирующих рычагов материального и нематериального характера.
    Характер и причины повышенной мотивации работников социальных служб имеет ярко выраженную направленность. Она заключается в глубоком осмыслении своих профессиональных обязанностей и направленностью на клиента, которому оказывается помощь. Также у социальных работников развито эмпатическое восприятие актуального состояния человека, нуждающегося в социальной помощи. Попытаемся определить основные компоненты мотивационного процесса как такового.
    В систему мотивации сотрудников организации входит два связанных между собой важнейших компонента (см. таблицу).
    Таким образом, важнейшим мотивационным фактором является не столько материальное стимулирование работников, сколько создание в коллективе здорового и дружеского микроклимата, а также всесторонняя психологическая поддержка сотрудников при делегировании им полномочий по принятию стратегических важных решений, а также профилактика профессионального выгорания.
    Мотивацию работников разделяют по всевозможным критериям, часть из которых предложена на рис. 1.
    Мотивационная составляющая конкретного человека формируется под воздействием прохождения через несколько уровней, состоящих из [5]:
    a) нужды;
    b) внутренней мобилизации;
    c) возникновения стимула к новой деятельности;
    d) скоринга разрешения противоречий и поиска возможностей для удовлетворения потребностей;
    e) удовлетворения возникшей потребности;
    f) снижения и нивелирования напряжения.
    Важно подчеркнуть, что неэффективно сформирования система мотивации в организации может привести к явлению демотивации, которая отрицательно повлияет на трудоспособность персонала. Она базируется на ряде причин:
    - отсутствие публичной оценки действий работника и признания его заслуг;
    - рутинный и однообразный характер выполняемой работы;
    - сокрытие информации о реальной цели работы коллектива организации;
    - отсутствие профессионального роста каждого сотрудника и невозможности сделать карьеру в организации;
    - постоянные негативные замечания и упреки в адрес работника;
    - работа сверх установленной продолжительности, постоянные перегрузки, давление на персонал.
    Данные социологического опроса, проведенного в г. Санкт-Петербурге в 2019 г. (выборка составила 100 социальных работников различных государственных социальных служб) доказывают, что социальным работникам очень часто не хватает достойно организованного рабочего места. Кроме того, большинство из них отметило, что руководство часто не учитывает и даже не спрашивает их мнения относительно принятия решения по тем или иным вопросам, непосредственно связанным с трудовой деятельностью (рис. 2).

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Баздырева О.Ю. Социальные службы в социальной работе с различными категориями населения. Алтай: Алтайский государственный университет, 2019.
    3. Исаева О.М., Припорова Е.А. Управление персоналом: учебник и практикум для среднего профессионального образования. 2-е изд. М.: Юрайт, 2020. 168 с. URL: https://urait.ru/bcode/452237 (дата обращения: 03.11.2020).
    4. Максимова С.Г. Особенности мотивации профессиональной деятельности социальных работников в сфере социального обслуживания (социально-психологический аспект) // Известия АлтГУ. 2003. № 2(28). С. 075–080.
    5. Маркин А.И., Савенкова С.В. Современные подходы к мотивации труда // Апгрейд социальных проектов: этапы стартапа. Обновление 2025: мат-лы Верос. науч.-практ. конф. с международ. участием (Москва, 24–25 октября 2019 г.). М., 2019. С. 302–306.
    6. Папанов С.В., Савченко В.В. Особенности трудовой мотивации социальных работников // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-1. URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=12861 (дата обращения: 03.11.2020).
    7. Шерифова В.В. Система управления персоналом социальных служб: особенности и технологии совершенствования // Вопросы структуризации экономики: Научно-аналитический центр «Этноэкономика». 2019. № 4. С. 142–146.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2