ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Проблема качества образовательных услуг в вузах творческой направленности в условиях пандемии

Problem of Quality of Educational Services at Institutions of Higher Artistic Education under Pandemic



Л.Ф. Ващенко
Е.В. Новицкая
L.F. Vashchenko
E.V. Novitskaya
lfel@mail.ru
evnovitskaya@mail.ru
доцент кафедры музыкального искусства, первый проректор, ГБОУ ВО Республики Крым «Крымский университет культуры, искусств и туризма», кандидат педагогических наук
доцент кафедры музыкального искусства, ГБОУ ВО Республики Крым «Крымский университет культуры, искусств и туризма»
vice rector, senior lecturer, the Department of Musical Art, Crimea University of Culture, Arts and Tourism, PhD in Pedagogics
senior lecturer, the Department of Musical Art, Crimea University of Culture, Arts and Tourism
Севастополь
Севастополь
Sevastopol
Sevastopol

Ключевые слова:

  • качество образовательных услуг
  • пандемия
  • образовательные организации творческой направленности
  • высшее образование
  • дистанционный формат обучения
  • индивидуальный подход
  • мотивация студентов
  • Keywords:

  • quality of educational services
  • pandemic
  • institutions of artistic education
  • higher education
  • distance learning
  • individual approach
  • students’ motivation
  • Статья посвящена анализу влияния условий самоизоляции в период пандемии на качество образовательных услуг в учебных заведениях творческой направленности. Внедрение дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в процесс подготовки студентов творческих специальностей имело свои особенности, связанные с непосредственным практико-ориентированным обучением и применением индивидуальных форм работы в соответствии с требованиями ФГОС. Тотальный онлайн-режим обучения обусловил пересмотр способов и приёмов передачи информации и необходимость адаптации классических методов и форм обучения к новой реальности.

    We analyze the impact of the lockdown during the pandemic on the quality of educational services at institutions of artistic education. The introduction of distance learning technologies into the training process at the institutions in question is characterized by certain features connected with contact practice-oriented teaching and the application of individual work in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standards. The total distance learning resulted in reconsidering ways and methods of communicating information and the need to adapt classical methods and forms of learning to the new reality.

    Обзор статьи

    Постановка проблемы. Ситуация с распространением новой коронавирусной инфекции в России повлияла на все без исключения сферы жизнедеятельности человека, поставив его в совершенно непривычные условия существования: недостаток непосредственного общения со «значимыми другими» и долговременное пребывание в замкнутом пространстве, схематизация и унификация ежедневных действий, отсутствие физической активности и, как следствие, эмоциональное истощение, состояние стресса и т.д. С данными условиями пришлось столкнуться не только взрослым людям, которые имели сформированную личностную позицию, но и тем, кто только находился на этапе формирования своего «Я», системы ценностных ориентаций личности. Так, по мнению специалистов Фонда «Общественное мнение», в период пандемии наиболее уязвимыми оказались семьи с детьми, пребывающими на дистанционном обучении. Студентов по праву стали называть поколением ZOOM, но они, исходя из полученных в ходе исследования данных, смогли более успешно справиться с ситуацией. Активная жизненная позиция и продолжение образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий позволили большинству их них пережить пандемию, не потеряв жизненных ориентиров.
    Исполнительный директор ЮНИСЕФ Генриетта Фор в своем отчете о последствиях влияния пандемии COVID-19 на подрастающее поколение заявила об ухудшении ситуации по всем ключевым показателям детства, подчеркнув, что каждый третий респондент не имел возможности выхода в Интернет, как следствие – у 30% обучающихся знания, умения и навыки не были сформированы вовсе. По разным данным, от 168 млн до 1,58 млрд школьников и студентов во всем мире практически целый год не получали образовательных услуг в соответствующих организациях среднего общего (полного) и высшего образования [2; 5].
    Актуальность представленного рассмотрения связана с изучением мнения субъектов образовательного процесса о влиянии дистанционного формата обучения на качественные показатели образовательных услуг, на качество усвоения знаний и формирования узкоспециализированных навыков в образовательных организациях творческой направленности (по видам искусств – музыкальное, хореографическое и театральное). Данные виды искусства имеют исключительно временну́ю форму существования (в отличие от пространственных видов искусств – архитектуры, живописи, скульптуры и т.д.). Исходя из этого, было выдвинуто гипотетическое предположение, что отсутствие «живого» общения и контактных форм работы с обучающимися именно этой категории отразилось на процессе формирования их компетенций. Учет выявленных закономерностей должен стать платформой для организации процесса обучения в дальнейшем (при условии повторения ситуации «lockdown» или в иных случаях).
    Анализ исследований и публикаций. Начало пандемии новой коронавирусной инфекции в мире изменило вектор развития человеческого сознания. Новая форма бытия заставила людей пересмотреть своё отношение к существующей системе ценностей. Из результатов исследований, проведенных различными коммерческими и некоммерческими организациями на разных континентах, такими как Университет Британской Колумбии (Ванкувер, Канада), Университет Джонса Хопкинса (Балтимор, США), Центр комплексных исследований социальной политики НИУ ВШЭ (Москва, РФ), ВЦИОМ (РФ), Российская ассоциация политических консультантов (РАПК), федеральная сеть «Клуб регионов» (РФ), следует, что процесс самоизоляции и мировой «lockdown» оказали непосредственное влияние на психологическое здоровье человека. В научный обиход был введен термин «синдром COVID-стресса», который характеризовался повышением уровня тревожности и нервозности, неадекватностью восприятия событий.

    Список использованной литературы

    1. Ковалев В.Р., Рогова И.Н., Андронатий В.В. Проблема качества образования в условиях самоизоляции: вызовы, барьеры и риски для высшей школы // Качество профессионального образования: компетенции современного рынка труда: материалы Международной научно-практической конференции (26–27 февраля 2021 г., Санкт-Петербург – Гатчина) / под науч. ред. д-ра пед. н., проф. С.В. Тарасова. Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2021. С. 91–99.
    2. Концептуальная записка: Образование в эпоху COVID-19 и в последующий период // Организация Объединенных Наций: [сайт]. URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/policy_brief_-_education_during_covid-19_and_beyond_russian.pdf (дата обращения: 14.05.2021).
    3. Мельник Д. Высшее образование в мире: какие проблемы высветила пандемия // ТАСС: [сайт]. URL: https://tass.ru/opinions/8306213 (дата обращения: 14.05.2021).
    4. Уроки «Стресс-теста». Вузы в условиях пандемии и после неё: аналитический доклад / сост. И.М. Реморенко и др. 2020. 52 с. // Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики: [сайт]. URL: https://www.hse.ru/data/2020/07/06/1595281277/003_Доклад.pdf (дата обращения: 14.05.2021).
    5. Coronavirus Impacts Education // UNESCO: [сайт]. URL: https://en.unesco.org/themes/education-emergencies/coronavirus-school-closures (дата обращения: 14.05.2021).
    6. COVID-19. The latest news and information // UNICEF: [сайт]. URL: https://www.unicef.org/coronavirus/covid-19 (дата обращения: 14.05.2021).
    7. Guidance-Note-on-Remote-Learning-and-COVID-19 // The World bank: [сайт]. URL: http://documents1.worldbank.org/curated/en/453101586781336246/Guidance-Note-on-Remote-Learning-and-COVID-19.pdf (дата обращения: 14.05.2021).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2