ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Некоторые аспекты института соучастия и криминализации организованной террористической деятельности

Certain Aspects of Institution of Complicity and Criminalization of Organized Terrorist Activities



А.Р. Герасимова
A.R. Gerasimova
alina95avrora@yandex.ru
адъюнкт кафедры уголовного права, Санкт-Петербургский университет МВД России
post-graduate student, the Department of Criminal Law, St. Petersburg State University of Internal Affairs of the Russian Federation
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • террористическая деятельность
  • терроризм
  • организационная деятельность
  • соучастие
  • организованная террористическая деятельность
  • организация незаконного вооружённого формирования
  • террористическое сообщество
  • террористическая организация
  • Keywords:

  • terrorist activity
  • terrorism
  • organizational activity
  • complicity
  • organized terrorist activity
  • organization of an illegal armed formation
  • terrorist community
  • terrorist organization
  • В статье анализируется процесс криминализации организованной террористической деятельности. Выявляются основные факторы, вызывающие криминализацию организации террористического сообщества и террористической организации, а также участие в их деятельности. Автор считает, что совершенствование уголовного законодательства должно быть направлено на дифференциацию уголовной ответственности за совершение преступлений террористической направленности, в частности, уголовной ответственности за осуществление организованной террористической деятельности в составе объединений, предусмотренных Особенной частью УК РФ. По мнению автора, учет и анализ правоприменительной практики будет способствовать дополнению и изменению действующих норм, что является закономерным этапом их развития.

    We analyze the process of criminalization of organized terrorist activities. The key factors causing the criminalization of terrorist community and terrorist organization as well as participation in their activity are revealed. We believe the criminal legislation should be improved by differentiating criminal liability for committing terrorist acts, particularly concerning criminal liability for organized terrorist activities stipulated by the Special Part of the Criminal Code of the Russian Federation. We believe that analysis and consideration of the law enforcement practice will contribute to supplementation and changes in standing law, which is seen as it logical development.

    Обзор статьи

    К критериям законодательного запрета какого-либо деяния относятся распространённость его в обществе, частота, субъектный состав, а также соотнесение деяния с реальной социальной нормой поведения, не представляющей собой отклонения [21].
    В.Н. Кудрявцев утверждал, что принятие закона, который криминализирует то или иное деяние, должно быть основано, прежде всего, на анализе объективной социальной нормы, что позволит избежать наличия в уголовном законе «нереальных» нормативных конструкций [21].
    А.Д. Антонов в качестве основания криминализации выделяет обстоятельства, которые создают объективную необходимость уголовно-правовой охраны определенных ценностей [11].
    Существует также иная точка зрения: по мнению Н.А. Лопашенко, единственным основанием криминализации является общественная опасность деяния [26].
    В советском уголовном праве под общественной опасностью деяния понималось состояние преступления, обладающее такими характеристиками, как определённость, объективность, антисоциальность, обусловленность реальной возможностью причинить вред охраняемым законом общественным отношениям [19].
    По мнению Ю.Е. Пермякова, в науке сложилось видение общественной опасности как «объективной способности деяния причинять вред общественным отношениям и интересам» [22, c. 1].
    М.Э. Авдалян считает, что «общественная опасность поведения представляет собой совокупность характеристик, выражающих его сущность и делающих необходимым законодательное установление уголовно-правового запрета» [9, c. 144].
    В настоящее время антитеррористическое законодательство развивается довольно динамично. Террористическая деятельность является угрозой международному миру и безопасности, ее организованный характер ставит перед обществом все более сложные задачи. Незаконное вооруженное формирование (далее – НВФ), террористическое сообщество, террористическая организация представляют собой угрозу для безопасности отдельных граждан, общества, конституционного строя, территориальной целостности государства, что обусловлено именно организованностью проявлений их деятельности.
    Для понимания важности криминализации создания незаконных вооруженных формирований и участия в них необходимо обратиться к историческим событиям, предшествующим принятию действующего уголовного закона.
    В начале 90-х годов XX в. были приняты: Указ «О запрещении создания вооруженных формирований, не предусмотренных законодательством СССР, и изъятии оружия в случаях его незаконного хранения» [8], Указ «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации» [3], Конституция РФ [1], Закон «О безопасности» [7], которые были призваны обеспечить, в том числе, общественную безопасность.
    Криминализация создания незаконных вооруженных формирований и участия в них в той форме, которая закреплена в настоящее время в уголовном законе, была обусловлена социально-политическими явлениями на Северном Кавказе, на территории которого возникали и осуществляли свою деятельность различные вооруженные формирования [10].

    Список использованной литературы

    1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) // Российская газета. 1993. 25 декабря. № 237.
    2. Федеральный закон от 02.11.2013 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2013. 4 ноября. № 44. Ст. 5641.
    3. Указ Президента РФ от 07.05.1992 г. № 466 «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. 14 мая. №19. Ст.1077.
    4. Решение Комитета по безопасности и противодействию коррупции от 09.10.2013 г. № 71/1 «О проекте Федерального закона № 347667-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=114306#07666361054772151.html (дата обращения: 08.02.2021).
    5. Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. (утратил силу) // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. № 40. Ст. 591.
    6. Федеральный закон от 28 апреля 1995 г. № 67-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» (с изм. и доп.) (утратил силу) // Российская газета. 1995. 12 мая. № 91.
    7. Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-I «О безопасности» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. 9 апреля. № 15. Ст. 769; Российская газета. 1992. 6 мая. № 103.
    8. Указ Президента СССР от 25 июля 1990 г. № 373 «О запрещении создания вооруженных формирований, не предусмотренных законодательством СССР, и изъятии оружия в случаях его незаконного хранения» (с изм. и доп.) (утратил силу) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. 1 августа. № 31. Ст. 559.
    9. Авдалян М.Э. Основание криминализации // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2015. Т. 25. Вып. 3. С. 139–144.
    10. Агапов П.В., Хлебушкин А.Г. Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем: политико-правовой, криминологический и уголовно-правовой анализ. М.: АНО «Юридические программы», 2005. 136 с.
    11. Антонов А.Д. Теоретические основы криминализации и декриминализации: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.
    12. Антонова Е.Ю. Преступления террористического характера и экстремистской направленности: вопросы криминализации и пенализации // Российский следователь. 2016. № 13. С. 21–25.
    13. Бидова Б.Б. Социально-экономические и политические причины религиозного экстремизма. Религиозно-политический экстремизм и пути его преодоления // Государство и право: теория и практика. Материалы II Международ. науч. конф. Чита, 2013. С. 55–59.
    14. Гладких В.И. Новые правовые механизмы противодействия терроризму: критический анализ // Российский следователь. 2014. № 5. С. 34–38.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2