ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Правовое регулирование чрезвычайных ситуаций: модели проявления законодательной воли

Legal Emergency Management: Models of Legislative Will



А.В. Кузьмин
Н.Н. Грошков
A.V. Kuz’min
N.N. Groshkov
ak78rus@gmail.com
nikolai.11.2014@yandex.ru
зав. кафедрой гражданско-правовых дисциплин, Государственный институт, экономики, финансов, права и технологий, кандидат юридических наук, доцент
преподаватель истории и обществознания, Центр индивидуального обучения Школа ПифагорУм
Head of the Department of Civil Law Disciplines, State Institute of Economics, Finance, Law and Technologies, PhD in Law, Associate Professor
History and Social Studies Teacher, Individual Education Center, PifagorUm School
г. Гатчина
г. Санкт-Петербург
Gatchina
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • источник права
  • чрезвычайная ситуация
  • модель поведения
  • законодательная воля
  • коронавирус
  • режим повышенной готовности
  • COVID-19
  • Keywords:

  • source of law
  • emergency situation
  • model of behavior
  • legislature will
  • coronovirus
  • high alert
  • COVID-19
  • В статье рассматриваются проблемы проявления воли законодателя в правовом регулировании чрезвычайных ситуаций. Разработана классификация моделей действий законодателя по созданию новых источников права при возникновении чрезвычайных ситуаций и их значение для формирования надлежащей нормативной базы, которая могла бы регулировать общественные отношения в условиях социально-экономических и общественно-политических потрясений. Авторами сделаны выводы о зависимости выбора той или иной модели от конкретных чрезвычайных обстоятельств.

    The article covers problematic issues dealing with manifestation of legislator’s will in the course of emergency management and presents a classification of legislator's activities models pertaining to creation of new sources of law during emergencies. It focuses on the importance thereof for the formation of a relevant regulatory basis that could govern public relations under socio-economic as well as socio-political upheavals. The authors conclude that selection of a particular model depends on a certain emergency situation.

    Обзор статьи

    Чрезвычайные ситуации как выражение такой экстраординарности занимают особое место: они выступают своего рода «шоковой терапией» для законодателя, призывая его путём нормотворчества как можно быстрее приспособить действующие или новые нормы для регулирования ситуаций, которые не были смоделированы во время разработки и принятия соответствующих актов. При этом одна из важных задач для государства – сделать это с наименьшими человеческими, материальными, экологическими и т.п. потерями. Эти действия укладываются в определённые модели поведения. Издающиеся при этом источники права являются средством реализации этого поведения. Практика показывает, что в зависимости от конкретной ситуации, будь то эпидемия, техногенная авария, стихийное бедствие или военные действия, субъекты правотворчества прибегают к различным действиям, реализуя законодательную волю.
    Представляется логичным предварительно обратить внимание на сущность воли законодателя и особенности её проявления. Проблема определения воли в юридической науке является одной из фундаментальных. Не менее обсуждаемым является вопрос определения законодательной или государственной воли. В зависимости от системы общественно-производственных отношений, подход к определению государственной воли в России и за рубежом подвергался изменениям. Марксистский подход определял волю государства как волю господствующего класса, формируемую и выражаемую государством нормативным способом. Право, по мнению марксистов, тоже является формой воли господствующего класса. Буржуазный подход предполагает некоторые разветвления. Например, Л. Дюги, в логике теории солидаризма, полагает, что ни государственной, ни классовой воли не существует, а есть воля людей, находящихся у власти. Они являются представителями большинства населения, «образованного сознательным и урегулированным участием всех классов и всех партий. Вследствие этого они обладают наибольшей силою и располагают материальным принуждением» [3, с. 21]. Но в одном учёные имеют единое мнение – воля представляет собой сложный последовательный процесс, состоящий из совокупности связанных между собой стадий: осознание стремления, включающее влечение, желание и хотение; постановка цели; процесс обсуждения, выбора; принятие решения и выработка плана; переход к исполнению; доведение регуляции до конца [4, с. 43–47]. Волевой процесс может считаться завершённым только после прохождения всех этих стадий.
    Следует при этом исходить из того, что в качестве структурных уровней правотворческой воли выделяют «титульную волю (государства, общества), институциональную (государственного органа, электората), а также непосредственную (должностных лиц, депутатов, избирателей)» [2, с. 57]. Представляется очевидным, что в Российской Федерации как демократическом правовом государстве прямым выразителем государственной воли выступает многонациональный народ как носитель власти, а непосредственным – законно созданные и законно функционирующие органы государственной власти и органы местного самоуправления. Формой выражения такой воли является право, которое обеспечивается принудительной силой государства и является общеобязательным для населения.

    Список использованной литературы

    1. Дюги Л., Лассаль Ф. Общество, личность и государство: Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства; Сущность конституции. СПб.: Вестник здания, 1914. 77 с.
    2. Кузьмин А.В., Лигарова В.А., Пашкевич М.Ю. Формирование права: нематериальные факторы: монография. СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. 215 с.
    3. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 г.) // Верховный Суд Российской Федерации: [сайт]. URL: https://www.vsrf.ru/files/28856/ (дата обращения: 09.02.2021).
    4. Ойгензихт В.А. Воля и волеизъявление (Очерки теории, философии и психологии права). Душанбе: Дониш, 1983. 256 с.
    5. Угроза от чрезвычайной ситуации (угроза ЧС) // МЧС России: [сайт]. URL: https://www.mchs.gov.ru/ministerstvo/o-ministerstve/terminy-mchs-rossii/term/343 (дата обращения: 09.02.2021).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2