ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Развитие атомной отрасли в СССР: историко-правовое исследование

Development of Nuclear Industry in the USSR: Historical and Legal Research



Н.П. Маюров
Г.С. Чугунов
N.P. Mayurov
G.S. Chugunov
mayurov2010@mail.ru
chugunow.gleb@yandex.ru
профессор кафедры теории и истории государства и права, Санкт-Петербургская юридическая академия
аспирант кафедры административного права и процесса, Санкт-Петербургский университет технологий, управления и экономики
professor, the Department of Theory and History of State and Law, St. Petersburg Law Academy
post-graduate student of the Department of Administrative Law and Proceeding, St. Petersburg University of Technology, Management and Economics
г. Санкт-Петербург
г. Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • государственно-правовое регулирование
  • атомная сфера
  • органы государственной власти
  • правовые изменения
  • Чернобыльская АЭС
  • Keywords:

  • state legal regulation
  • nuclear sector
  • public authorities
  • legal changes
  • Chernobyl nuclear power plant
  • В данной статье представлен историко-правовой анализ становления и развития атомной отрасли России. Выявлены и описаны этапы развития атомной энергетики и характерные для каждого этапа особенности. Также авторами предпринята попытка объяснить причины изменений, происходивших в области государственного управления атомной энергетикой. Затронуты причины Чернобыльской катастрофы с точки зрения несовершенства правового управления.

    We carry out a historical and legal analysis of the formation and development of the nuclear industry in Russia. Stages of development and features characterizing them are distinguished. We also make an attempt to explain the reasons for the changes in the state administration of nuclear industry. The causes of Chernobyl disaster are considered from the point of view of shortcomings of legal administration.

    Обзор статьи

    Атомная энергетика как одна из наиболее важных сфер экономики прошла долгий путь развития, претерпев ряд изменений, которые касались как сложных процессов в технической части, так и государственно-правовых управленческих решений. Возникновение данных изменений было связано со многими факторами, включающими в себя как крупные события в мировой политике, так и внутри страны. В частности, эволюцию развития в сфере атомной энергетики можно разделить на несколько условных этапов.
    Ряд ученых-исследователей выделяет два этапа, разделением которых являются события, произошедшие в апреле 1986 г. на Чернобыльской атомной электростанции. Так, в своем диссертационном исследовании А.А. Дьяченко указывает следующее: «В данном исследовании в качестве аксиомы принято, что катастрофа на ЧАЭС дает возможность (основание) условного деления развития ядерной энергетики, да и всего научно-технического потенциала как сложной системы, на два периода: первый – дочернобыльский и второй – постчернобыльский» [9, с. 60–61]. Однако, по мнению автора, данное суждение не отражает всей глубины процессов, произошедших в данной отрасли, в связи с чем необходимо более подробное деление истории развития атомной отрасли в СССР.
    Установить дату начала первого этапа достаточно проблематично ввиду того, что работы по исследованию урана велись еще до Великой Отечественной войны, однако с её началом практически полностью прекратились, что было обусловлено понятными причинами. По мнению большинства историков, новым толчком к развитию отрасли послужили неоднократные сообщения советской разведки об активных действиях западных стран по созданию атомного оружия – 28 сентября 1942 г. было принято Распоряжение № ГКО-2352сс «Об организации работ по урану», которое можно считать официальным стартом и началом советского атомного проекта, который изначально являлся сугубо военным. Еще долгое время административные органы рассматривали атомную отрасль в качестве сугубо военного составляющего, что и обуславливало полную секретность проводимых работ.
    Руководство работами по созданию атомной бомбы осуществлялось через Государственный комитет обороны (далее – ГКО), созданный согласно Постановлению Президиума Верховного Совета СССР, СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 30 июня 1941 года «О создании Государственного Комитета Обороны», который в условиях военного времени являлся обладателем всей полнотой власти как военной, так и хозяйственной.
    Как отмечает ряд историков, атомная бомба в СССР могла бы не появиться ещё достаточно длительный промежуток времени. Справедливо в своём исследовании А.А. Дьяченко приводит слова В.С. Губарева: «Урановый проект» развивался медленно (курировал его В.М. Молотов – Первый заместитель Председателя Совнаркома СССР), не торопясь, как это и принято в науке <...>. Шли поиски урановой руды, разрабатывались технологии получения чистого графита, велись теоретические расчеты» [9, с. 66–67]. Однако атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки оказала сильнейшее влияние на дальнейшие исследования внутри СССР. Необходимо было форсировать темпы создания атомной бомбы, в результате чего произошло усложнение системы управления и контроля за данной сферой – все силы были брошены на создание ядерного щита.
    Согласно Распоряжению ГКО от 20.08.1945 г. № 9887сс/ов «О специальном комитете по использованию атомной энергии при ГКО», в структуре ГКО были созданы два управляющих органа – Специальный комитет при ГКО и Первое главное управление при ГКО. Согласно п. 4 Распоряжения ГКО «для непосредственного руководства научно-исследовательскими, проектными, конструкторскими организациями и промышленными предприятиями по использованию внутриатомной энергии урана и производству атомных бомб организовать при СНК СССР Главное управление – «Первое главное управление при СНК СССР», подчинив его Специальному комитету при ГКО».

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 317-ФЗ (ред. от 07.04.2020 г.) «О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"» // Собрание законодательства РФ. 2009. 20 июля. № 29. Ст. 3642; Российская газета. 2020. 10 апреля. № 78.
    2. Постановление Президиума Верховного Совета СССР, СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 30 июня 1941 года «О создании Государственного Комитета Обороны» // Центральный архив Министерства обороны. Ф. 16А. Оп. 3336. Д. 21. Л. 26–27.
    3. Распоряжение № ГКО-2352сс от 28.09.1942 г. «Об организации работ по урану» // Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 644. Оп. 2. Д. 95. Л. 99–101.
    4. Распоряжение ГКО от 20.08.1945 г. № 9887сс/ов «О специальном комитете по использованию атомной энергии при ГКО» // Российский государственный архив социально-политической истории. Ф. 644. Оп. 1. Д. 458. Л. 27–30.
    5. Указ Президиума ВС СССР от 04.09.1945 г. «Об упразднении Государственного Комитета Обороны» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1945. № 61.
    6. Закон от 15 марта 1946 года «О преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Советов Народных Комиссаров союзных и автономных республик – в Советы Министров союзных и автономных республик» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1946. № 10.
    7. Постановление Совмина СССР от 29.10.1949 г. №5060-1943сс/оп «О развитии атомной промышленности» // Атомный проект СССР: документы и материалы. 2005. Т. 2. Кн. 5.
    8. Постановление Совета министров СССР от 09.07.1953 г. № 1704-669сс «О Первом и Третьем главных управлениях при Совете Министров СССР» // Атомный проект СССР: документы и материалы. 2005. Т. 2. Кн. 5.
    9. Дьяченко А.А. Опыт ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС: Деятельность государственных органов СССР, 1986–1991 гг.: дис. … д-ра историч. наук. М., 2002. 689 с.
    10. Сидоренко В.А. История атомной энергетики Советского Союза и России. Вып. 1. М.: ИздАТ, 2001. 256 с.
    11. Сидоренко В.А. Об атомной энергетике, атомных станциях, учителях, коллегах и о себе. 2-е изд. М.: ИздАТ, 2010. 447 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2