ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

О недопустимости разглашения сведений об осуществлении оперативно-розыскной деятельности

Inadmissibility of Disclosure of Information on Conducting Operational and Search Activities



А.Г. Ахмедов
Н.Н. Бухаров
A.G. Akhmedov
N.N. Bukharov
n-uspeh-aaa@yandex.ru
russkif@mail.ru
профессор кафедры оперативно-разыскной деятельности в ОВД, Санкт-Петербургский университет МВД России, г. Санкт-Петербург; доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, г. Гатчина; кандидат юридических наук, доцент
начальник кафедры оперативно-разыскной деятельности в ОВД, Санкт-Петербургский университет МВД России, г. Санкт-Петербург; профессор кафедры государственно-правовых дисциплин, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, г. Гатчина; кандидат юридических наук, доцент
Professor, the Department of Internal Affairs Bodies Operational Investigative Activity, Saint-Petersburg State University of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, St. Petersburg; Associate Professor, the Department of Criminal Law Disciplines, State Institute of Economics, Finance, Law and Technologies, Gatchina; PhD in Law, Associate Professor
Head of the Department of Internal Affairs Bodies Operational Investigative Activity, Saint-Petersburg State University of Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, St. Petersburg; Professor, the Department of State Law Disciplines, State Institute of Economics, Finance, Law and Technologies, Gatchina; PhD in Law, Associate Professor
Гатчина
Гатчина
Gatchina
Gatchina

Ключевые слова:

  • запрос
  • субъекты ОРД
  • сведения об осуществлении оперативно-розыскной деятельности
  • противодействие
  • организованная преступность
  • правоохранительные органы
  • Keywords:

  • request
  • operational and investigative agents
  • information on conducting operational and investigative activities
  • combat
  • organized crime
  • law enforcement bodies
  • Исследуется проблема, связанная с сохранением конфиденциальности информации, изложенной в запросах, направляемых субъектами оперативно-розыскной деятельности в различные государственные и негосударственные организации при проведении оперативно-розыскных мероприятий по делам оперативного учета. Обоснована необходимость ограничения доступа к запросам, поступающим в различные организации, из органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и усовершенствования федерального законодательства в сфере борьбы с преступностью и особенно ее организованными формами.

    The matter under analysis deals with maintaining confidentiality of information contained in requests which are sent by operational agents to various official and non-state organizations in the course of conducting operational and investigative activities dealing with records of proceedings. A strong focus is put on substantiating the need for defining restricted access to requests and enquiries to different organizations from the bodies engaged into operation and search activities. The authors furthermore advocate for further development of the federal legislation in the realm of combating crime with the focus on the fight against organized crime.

    Обзор статьи

    Принятый в 1995 г. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее – ФЗ «Об ОРД) определил содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, признал данный вид деятельности легитимной и закрепил систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий [1]. До 1992 г., т.е. до принятия первого в истории России ФЗ «Об ОРД» [5] оперативно-розыскная деятельность регламентировалась ведомственными нормативными правовыми актами. Становление Российской Федерации на путь демократизации и принятие данного закона позволили преодолеть сформировавшееся в обществе историческим опытом деятельности правоохранительных органов представление о ней как выходящей за рамки законности и противоречащей принципам гласности, общественного контроля, декларируемым государством. Принятие вышеуказанного нормативного правового акта законодательно закрепило правомерность и социальную обусловленность оперативно-розыскной деятельности как важной составной части государственной политики в сфере правоохранительной деятельности [6, с. 28].
    В современных условиях, когда государство заявило о демократизации и верховенстве закона, принятие данного законодательного акта имеет исключительно важное значение, т.к. на государственном уровне обеспечиваются гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими законами неприкосновенность личности, защиту ее прав, интересов и свобод.
    В первой статье ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности, сформулировано понятие: «Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее – органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств» [1].
    Законодатель, раскрывая сущность оперативно-розыскной деятельности, ее разведывательно-поисковый характер (ст. 1 ФЗ «Об ОРД»), определил уполномоченных государством от его имени субъектов на занятие данным видом деятельности на территории Российской Федерации (ст. 13). Согласно закону иные органы не обладают правом проведения оперативно-розыскных мероприятий.
    Учитывая, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется как гласно, так и негласно, соответственно, при проведении определенных статьей 6 ФЗ «Об ОРД» оперативно-розыскных мероприятий могут быть получены данные, содержащие государственную или служебную тайну, законодатель в ст. 12 установил защиту сведений об органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность [1].

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 12.08.1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 30.12.2020 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. 14 августа. № 33. Ст. 3349.
    2. Закон РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (ред. от 09.03.2021 г.) // Собрание законодательства РФ. 1997. 13 октября. № 41. Ст. 8220–8235.
    3. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (ред. от 18.03.2021 г.) // Собрание законодательства РФ. 1997. 18 августа. № 33. Ст. 3895.
    4. Распоряжение Президента РФ от 16.04.2005 г. № 151-рп «О перечне должностных лиц органов государственной власти и организаций, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне» (ред. от 25.03.2021 г.) // Собрание законодательства РФ. 2005. 25 апреля. № 17. Ст. 1547.
    5. Закон РФ от 13.03.1992 г. № 2506-1 «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» (ред. от 02.07.1992 г.) // Российская газета. 1992. 29 апреля. № 99 (утратил силу).
    6. Ахмедов А.Г. [и др.]. Теоретические основы оперативно-розыскной деятельности. 2-е изд-е, перераб. и доп. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та МВД России, 2019. 276 с.
    7. Официальный сайт МВД России. URL: https://мвд.рф/ (дата обращения: 12.03.2021).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2