ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Об оценке эффективности модели стратегического управления малыми предприятиями печатных средств массовой информации

On Assessing Effectiveness of Model of Strategic Management of Print Media Small Businesses



О.А. Шамина
О.А. Шарапова
O.A. Shamina
O.A. Sharapova
shamina_oa@inbox.ru
o.sharapova@gmail.com
соискатель ученой степени кандидата экономических наук, специалист по учебно-методической работе 1 категории кафедры Международных отношений, медиалогии, политологии и истории, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
бизнес-консультант (фрилансер), кандидат экономических наук
candidate for PhD in Economics, 1 category specialist in teaching and guiding, the Department of International Relations, Medialogy, Political Science and History, St. Petersburg State University of economics
business consultant (freelancer), PhD in Economics
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • стратегическое управление
  • оценка эффективности
  • конкурентоспособность
  • печатные СМИ
  • малый бизнес
  • стратегическая модель
  • эффективность стратегии
  • Keywords:

  • strategic management
  • assessment of effectiveness
  • competitive ability
  • print media
  • small business
  • strategic model
  • strategy efficiency
  • Обоснована необходимость для малых предприятий печатных средств необходимости обладать актуальным для современных вызовов инструментарием сохранения своей конкурентоспособности. Предложена авторская методика оценки эффективности этого инструментария.

    We substantiate the need for the print media small businesses to possess relevant tools to face modern challenges and maintain their competitive ability. We introduce our own method of assessing effectiveness of the tools in question.

    Обзор статьи

    Введение
    Проблема выживания малых предприятий печатных средств массовой информации (далее – МПП СМИ), их развития в перспективе вызывает особый интерес ввиду существования серьезных современных вызовов внешней среды. Одним из способов их нейтрализации является адаптация и внедрение модели стратегического управления [7]. Данная статья посвящена подходу к вопросу оценки эффективности такой модели.
    Эффективность модели стратегического управления
    В общем виде эффективность модели стратегического управления сводится к тому, что ее реализация приводит к появлению системного видения положения организации, ее внутренней и внешней среды, тенденций их развития; упорядочиванию бизнес-процессов, системы коммуникации; оптимизации процессов принятия решений; повышению устойчивости организации к изменениям внешней среды; увеличению конкурентоспособности в стратегической перспективе. В модели стратегического управления малым предприятием печатных средств массовой информации (далее – МСУ МПП СМИ) производственная стратегия предприятия представлена в виде трех стратегий-фаз производственного цикла. Для каждой фазы разрабатывается своя стратегия: стратегия создания содержания (далее – ССС), стратегия распространения и продвижения содержания (далее – СРПС), стратегия потребления содержания и услуг (далее – СПСУ). Градация на фазы производства при осуществлении стратегического управления на МПП СМИ позволит наилучшим образом учитывать особенности каждой из них, а значит разработать эффективные стратегии. Можно сказать, что она базируется на управлении деревом целей. Соответственно, данная модель должна быть нацелена на «целевую эффективность», которая измеряется степенью достижения поставленных целей. Для оценки эффективности МСУ МПП СМИ предлагается использовать так называемый коэффициент успешности реализации стратегии (далее – KУРС) как средневзвешенный показатель от средних баллов (веса) на каждом из этапов и подэтапов стратегии. По оценке каждого этапа разрабатывается оценочный чек-лист (см. таблицу). При этом средневзвешенный балл вычисляется как сумма произведений оценок на их веса, делённая на сумму весов этих оценок. При использовании средневзвешенных показателей значения коэффициентов весомости представляют собой количественную характеристику значимости данного показателя среди других показателей.
    Если 75 ≤ КУРС ≤ 100 – это говорит о том, что имеют место незначительные незапланированные отклонения от запланированных изменений во внутренней/внешней среде организации, т.е. модель не требует корректировки соответствующих фаз и этапов. Функционирование МСУ МПП СМИ оценивается как эффективное. Рекомендация стратегу(-ам): «Продолжать».
    Если 50 ≤ КУРС < 75 – имеют место умеренные незапланированные отклонения от запланированных стратегических изменений во внутренней/внешней среде организации, т.е. модель требует корректировки соответствующих стратегий (ССС, СРПС, СПСУ). Функционирование МСУ МПП СМИ оценивается как малоэффективное или недостаточно проработанное. Рекомендация стратегу(-ам): «Зафиксировать, оценить, доработать, изменить, внедрить».

    Список использованной литературы

    1. Апенько С.Н. Поведение в организации. Омск: Изд-во ОмГУ, 2002. 331 с.
    2. Беляев В.И., Пяткова О.Н. Управленческие решения в экономике знаний: критерии обоснования в контексте инновационного развития // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 4. С. 15–31.
    3. Лобова С.В., Понькина Е.В. Сущность эффективности в контексте актуальных парадигм экономики и менеджмента. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-effektivnosti-v-kontekste-aktualnyh-paradigm-ekonomiki-i-menedzhmenta (дата обращения: 26.06.2020).
    4. Луценко И.А. Основной показатель оценки операции. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/04/11287 (дата обращения: 25.06.2020).
    5. Российская периодическая печать. Отраслевой доклад 2020 // SBO-PAPER.RU: [сайт]. URL: https://sbo-paper.ru/upload/pdf/periodicalpress_nov_2019.pdf (дата обращения: 28.06.2020).
    6. Субетто А.И. Сочинения. Ноосферизм: В 13 т. Т. 9: Синтетическая квалиметрия. Кн. 1 / под ред. Л.А. Зеленова. СПб.–Кострома: КГУ им. Н.А Некрасова, 2011. 620 с.
    7. Тихомиров Н.Н., Шамина О.А. Модель стратегического управления малым предприятием печатных средств массовой информации // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 1 (121). С. 101–106.
    8. Хачатуров Т.С. Эффективность капитальных вложений. М.: Экономика, 1979.
    9. Шамина О.А. Стратегическое управление малыми предприятиями печатных средств массовой информации: специфические основные факторы внешней и внутренней среды // Экономика и предпринимательство. 2020. № 1. С. 774–776.
    10. Шарапова О.А. Доверие к бренду работодателя как ресурс повышения конкурентоспособности предприятия на рынке труда // Современный менеджмент: проблемы и перспективы: мат. VIII Международ. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. С. 369–373.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2