ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Анализ региональных программ развития транспорта

Analysis of Regional Transport Development Programs



Л.В. Коваленко
А.В. Тахтарев
L.V. Kovalenko
A.V. Taxtarev
Pravo-klv@ya.ru
gg7474@yandex.ru
аспирант, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
аспирант, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
postgraduate student, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology
postgraduate student, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology
Гатчина
Гатчина
Gatchina
Gatchina

Ключевые слова:

  • регион
  • транспорт
  • стратегия развития
  • сравнительный анализ
  • каналы экономической связи
  • конкурентоспособность регионального транспорта
  • формирование комфортной среды проживания
  • Keywords:

  • region
  • transport
  • development strategy
  • comparative analysis
  • channels of economic communication
  • competitiveness of regional transport
  • creating comfortable living environment
  • В статье уточнена роль транспорта в социально-экономическом развитии региона. Определены основные региональные факторы повышения эффективности транспортной системы. Приведены некоторые результаты сравнительного анализа опыта стратегического планирования развития транспорта в разных регионах РФ. Предложена схема разработки стратегии развития транспорта в регионе. Определены ключевые факторы, обеспечивающие необходимое качество разработки стратегии развития регионального транспорта, и факторы, обеспечивающие результативность реализации стратегии. Выявлены основные резервы совершенствования процесса стратегического планирования по отношению к развитию транспорта в регионе.

    We clarify the role of transport in regional socio-economic development. The key regional factors for improving the efficiency of the transport system are identified. Certain results of comparative analysis of strategic planning of transport development in various regions of the Russian Federation are presented. We introduce a scheme of regional transport development strategy, the key factors ensuring necessary quality of regional transport development strategy and factors contributing to effective strategy implementation are identified. We distinguish the main reserves for improving the strategic planning concerning regional transport development.

    Обзор статьи

    Сбалансированность социально-экономической системы является обязательным условием ее устойчивости. Поэтому при решении вопросов социально-экономического развития региона, в первую очередь, определяются факторы достижения динамической сбалансированности отраслей региональной экономики. Не менее важной задачей является оценка экономической устойчивости отдельных отраслей, сложившейся на текущий момент, а также определение потенциала и вектора развития отраслей. Конечно, при разработке программы развития особое внимание уделяется традиционно приоритетным для данного региона отраслям экономики, но в любом регионе задачи совершенствования региональной транспортной системы занимают в совокупности задач развития экономики одно из центральных мест. Это определяется, главным образом, тем, что в результате неэффективной работы транспорта происходит дезинтеграция экономики, что негативно сказывается на уровне устойчивости региона и, как следствие, снижает его экономическую безопасность и конкурентный статус.
    В связи с этим можно отметить, что в научных публикациях часто высказывается мнение о важности принятия решений по развитию региона с позиций достижения его социально-экономической устойчивости [7 и др.].
    То, что транспорт заслуживает особого внимания аналитиков, разрабатывающих целевые программы развития региона, объясняется функциональным предназначением этой отрасли.
    Основными функциями транспорта с позиции общих проблем социально-экономического развития региона являются: 1) обеспечение функционирования каналов экономической связи внутри и вне региона и 2) удовлетворение постоянно растущих и качественно изменяющихся транспортных потребностей населения региона. С региональных позиций наиболее значимыми являются такие результаты исполнения этой функции, как обеспечение конкурентоспособности регионального транспорта на межрегиональных и международных рынках перевозок, а также снижение транспортных издержек в организациях региональных отраслей экономики. Достижение этих результатов является фактором роста экономического потенциала региона.
    Что касается второй функции транспорта, то в этом случае следует отметить заинтересованность региона в повышении качества услуг пригородного, междугороднего и международного пассажирского транспорта (оптимизация маршрутной сети, соблюдение регулярности движения общественного транспорта, сокращение времени ожидания транспорта при совершении трудовых, бытовых и культурных поездок и т.п.). В этом случае эффективность деятельности пассажирского транспорта рассматривается как ключевой фактор социальной интеграции, которая в значительной степени определяется транспортной доступностью. Эффективное исполнение этой функции транспорта представляет интерес как для населения региона, так и для потоков людей, въезжающих в регион и выезжающих за его пределы. Кроме того, качество транспортных услуг пассажирских транспортных организаций способствует развитию ряда других отраслей региона непосредственно (развитие туризма) или опосредованно (кадровое обеспечение отраслей).
    Необходимо особо отметить, что деятельность транспорта непосредственно влияет на безопасность жизнедеятельности в регионе. В результате эффективного функционирования транспортных организаций снижается степень загрязнения природной среды региона, уменьшается число дорожно-транспортных происшествий, сопоставленного с численностью населения региона, повышается надежность транспортного обслуживания в кризисных ситуациях (неотложная медицинская помощь, использование транспорта в ситуации катастрофы, при авариях в коммунальном хозяйстве региона и т.п.).
    Формирование комфортной среды проживания в регионе также зависит от результатов деятельности транспортных организаций. Здесь можно назвать такие результаты, как вывоз бытового и промышленного мусора, уборка селитебных территорий, обслуживание людей с ограниченными возможностями и др. Формирование комфортной среды проживания, является фактором сохранения здоровья и работоспособности населения и повышает привлекательность региона, как места жительства, и поэтому способствует притоку трудовых ресурсов и, как следствие, росту экономического потенциала региона.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон № 172-ФЗ от 28.06.2014 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Государственная программа «Развитие транспортной системы и дорожного хозяйства Тамбовской обрасти» на 2014–2020 г., утв. администрацией Тамбовской области 20.06.2013 г. // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». URL: http://www.base.garant.ru (дата обращения: 21.09.2020).
    3. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 года №1734-р // Правительство России: [сайт]. URL: http://www.government.ru (дата обращения: 21.09.2020).
    4. Транспортная стратегия Москвы // Информационное агентство ТАСС: [сайт]. URL: https//www.tass.ru/moskva (дата обращения: 21.09.2020).
    5. Стратегия развития транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области на период до 2030 года, утв. на заседании Координационного совета по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области // Транспорт Российской Федерации. 2016. № 5(66). С. 36–41.
    6. Методика оценки качества стратегического планирования на муниципальном уровне // Фонд «Институт экономики города». М., 2018.
    7. Перфилов В.А. Сущность и типы устойчивости развития региональных социально-экономических систем // Проблемы современной экономики. 2012. № 2(42). С. 264–266.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2