ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Конкурентоспособность продукции предпринимательских структур: методология оценки в условиях цифровой экономики

Competitiveness of Products of Entrepreneurial Structures: Methodology of Assessment under Digital Economy



М.С. Беляева
M.S. Belyaeva
mariaoeb@mail.ru
старший преподаватель кафедры финансов и кредита ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»
senior teacher, the Department of Finance and Credit, Sevastopol State University
Севастополь
Sevastopol

Ключевые слова:

  • предпринимательская структура
  • конкурентоспособность
  • система управления
  • конкурентоспособность продукции
  • оценка
  • customer centric бизнес-модель
  • экспертный анализ
  • эконометрическое моделирование
  • Keywords:

  • entrepreneurial structure
  • competitiveness
  • management system
  • product competitiveness
  • assessment
  • customer centric business model
  • expert analysis
  • econometric modelling
  • В работе предложен методологический подход к оценке конкурентоспособности продукции предпринимательских структур, который в отличие от существующих, основан на приоритетной в условиях цифровой экономики customer centric модели ведения бизнеса, комплексном применении методов экспертного анализа и эконометрического моделирования. Данный подход позволяет предсказывать потребности клиента и повысить качество процессов принятия решений относительно целевых технических характеристик продукции при управлении производственным процессом. Разработанный методический подход может рассматриваться как элемент информационно-аналитического обеспечения системы управления конкурентоспособностью продукции, как ключевой составляющей конкурентоспособности предпринимательской структуры.

    We introduce methodological approach to assessing the competitiveness of products of entrepreneurial structures that unlike the existing approaches is based on customer centric business model preferable under digital economy, complex application of methods of expert analysis and econometric modelling. The approach in question enables us to forecast customer needs and increase the quality of decision-making concerning target product features while managing the manufacturing process. The method approach we suggest may be seen as an element of information and analytical support of the system of managing product competitiveness, as the key component of competitiveness of entrepreneurial structure.

    Обзор статьи

    Введение. В современных условиях на функционирование предпринимательских структур оказывает влияние большое число «шоков» и угроз, действие которых приводит к снижению уровня их конкурентоспособности и, в случае низкой скорости адаптивной реакции на неблагоприятные факторы внешней среды, к резкому изменению конкурентных позиций бывших лидеров. В качестве примера воздействия такого «шока» можно привести изменение динамики экономических индикаторов вследствие краткосрочного «шока», связанного с распространением коронавирусной инфекции COVID-19. Введение карантинных мер в ряде стран привело к нарушению логистических цепочек, снижению объемов поставок и т.д., что способствовало распространению паники и резкому снижению уровня деловой активности финансовых и товарных рынков, в частности, аграрных (рис. 1) [9; 13].
    В этих условиях предпринимательские структуры будут вынуждены уделять все большее внимание контуру проактивного управления, направленного на анализ сложившихся трендов, прогнозирование и адекватную оценку прогнозной ситуации с учетом действия негативных факторов, формирование эффективных превентивных стратегий, позволяющих удержать конкурентные позиции и долю рынка.
    Анализ литературных источников и постановка проблемы. Следует отметить, что понятие «предпринимательские структуры» имеет достаточно широкую трактовку в экономической литературе [2; 13; 14]. Под предпринимательскими структурами понимаются самостоятельно функционирующие экономические единицы, деятельность которых подчиняется законам предпринимательства и заключается в постоянном поиске оптимальной формы соответствия рыночным требованиям в конкретный момент развития рынка, что позволяет отнести к числу предпринимательских такие структуры, как фирмы, трастовые компании, инвестиционные структуры и т.д.
    В условиях нестабильной экономической ситуации одной из основных страт предпринимательских структур и объектов исследования для адекватной корректировки экономической политики становится малый и средний бизнес. Это объясняется тем, что, с одной стороны, малый и средний бизнес обладает мощным адаптивным потенциалом – потенциалом восстановления уровня деловой активности. В качестве примеров адаптивной реакции малого и среднего бизнеса на сложившиеся негативные факторы внешней среды можно привести перевод деятельности торговых, туристических предприятий, образовательных учреждений, фирм, занимающихся организацией конференций и выставок и т.д., в online-режим. Однако, с другой стороны, отдельные отрасли малого и среднего бизнеса остаются высокочувствительными к воздействию негативных факторов, терпят колоссальные убытки и нуждаются в государственной поддержке в части налоговых преференций, отсрочки оплаты аренды, льготном кредитовании и т.п. [12]. Это, например, такие отрасли, как гостиничный бизнес, авиаперевозки, сфера общественного питания и т.д.
    Необходимо сказать, что стабилизационные резервы государства в условиях кризисных экономических процессов являются ограниченными, и меры государственной помощи должны получить адекватную поддержку на микроуровне посредством поиска новых технологий управления конкурентоспособностью предпринимательских структур. Иными словами, совершенствование управления предпринимательскими структурами в современных условиях, эффективное использование адаптивного потенциала малого и среднего бизнеса, наращивание доли его участия в экономике и повышении уровня деловой активности предполагают формирование стратегии оптимального управления факторами конкурентоспособности не только на макро- и мезоуровне, но и на микроуровне. В среднесрочной перспективе такая стратегия должна позволить удержать конкурентные позиции и повысить уровень конкурентоспособности и долю рынка предпринимательских структур.
    Необходимо отметить, что конкурентоспособность предпринимательской структуры неразрывно связана с понятием конкурентоспособности продукции. О главенствующей роли конкурентоспособности продукции в системе факторов конкурентоспособности компаний свидетельствует большое число работ, в которых авторы оценивают конкурентоспособность предпринимательской структуры через призму конкурентоспособности продукции [4; 5; 6; 7; 10; 15; 16; 19].

    Список использованной литературы

    1. Адаптивные методы в системах принятия решений: монография / под ред. Н.А. Кизима, Т.С. Клебановой. Харьков: ИНЖЭК, 2007. 368 с.
    2. Александров А.В. Предпринимательская структура: сущность и роль в современной экономике // Проблемы экономики и менеджмента. 2011. № 1. C. 54–57.
    3. Гершанок Г.А., Шишкин Д.Г. Значение и классификация предпринимательских структур // Российское предпринимательство. 2012. № 22. URL: https://creativeconomy.ru/lib/7781 (дата обращения: 03.09.2020).
    4. Егоров Н.С. Система стратегического управления конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов // Вестник ЧГУ. 2016. № 5. С. 369–374.
    5. Зима А.А., Тимохин В.Н. Методические аспекты моделирования конкурентоспособности предприятия в условиях нестабильной экономической среды // Экономическая кибернетика. 2013. № 1-3 (67-69). С. 55–63.
    6. Клебанова Т.С., Гурьянова Л.С., Сергиенко Е.А. Оценка финансовой конкурентоспособности предприятий на основе использования панельных данных // Конкурентоспроможність: проблеми науки та практики: монографія. Харьков: ІНЖЕК, 2007. С. 193–214.
    7. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. М.: Юрайт-М, 2001. 224 с.
    8. Модели оценки, анализа и прогнозирования социально-экономических систем: монография / под ред. Т.С. Клебановой, Н.А. Кизима. Харьков: ФЛП Павленко А.Г., ИНЖЭК, 2010. 280 с.
    9. Промышленный индекс Доу-Джонса. URL: https://ru.tradingview.com/symbols/DJ-DJI/ (дата обращения: 03.09.2020).
    10. Романко О.П. Факторы формирования конкурентоспособности машиностроительного предприятия // Актуальные проблемы экономики. 2009. № 3(93). С. 113–125.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2