ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Правовая политика государства в сфере правоохранительной деятельности

Legal State Policy in Law Enforcement Sphere



Е.А. Федоринова
E.A. Fedorinova
fedorinova.elena@mail.ru
доцент кафедры теории государства и права, Санкт-Петербургский университет МВД России, кандидат юридических наук
senior lecturer, the Department of Theory of State and Law, St. Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law
Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • государство
  • правовая политика
  • правоохранительные органы
  • правоохранительная деятельность
  • Keywords:

  • government
  • legal policy
  • law enforcement bodies
  • law enforcement
  • В статье затрагиваются актуальные вопросы правовой политики государства в области правоохранительной деятельности. Рассмотрены отличительные черты правоохранительной деятельности, нормативно-правовая база правоохранительной системы РФ, современная структура правоохранительных органов России, место органов внутренних дел в системе правоохранительных органов. Проанализированы основные проблемы правоохранительной системы России, в том числе проблемы правового регулирования данной сферы. В статье обосновывается необходимость формирования в стране целостной государственной правоохранительной политики.

    We touch upon topical issues of government legal policy in the sphere of law enforcement. We consider the distinctive features of law enforcement, legal framework of law enforcement system of the Russian Federation, the modern structure of law-enforcement bodies, the place of Internal Affairs Agencies in the system of law enforcement bodies. We analyze the main problems of the law enforcement system of Russia, including legal regulation of the sphere in question. We substantiate the need to develop an integrated state law enforcement policy.

    Обзор статьи

    От деятельности органов государственной власти напрямую зависит функционирование всех сфер общественной жизни. Государственность обеспечивается функционированием правоохранительных органов, в задачи которых входит обеспечение законности и правопорядка, защиты прав и свобод граждан, предотвращение совершения преступлений и др. [22, с. 14].
    Деятельность правоохранительных органов направлена на охрану прав человека, для чего представители данных учреждений вынуждены использовать юридические меры воздействия. Специалисты выделяют среди таких методов действия по взысканию с правонарушителей выплат по требованию или принуждение к выполнению различных действий [20].
    Среди других отличительных черт правоохранительной деятельности стоит назвать необходимость соответствия используемых мер воздействия предписаниям закона [20].
    Также особым признаком выделяют алгоритм деятельности правоохранительных органов, имеющий обязательный к исполнению характер [21, с. 16].
    Более эффективной реализации правоохранительной деятельности способствовало создание уполномоченных государственных органов, которые находятся под контролем вышестоящих учреждений [20].
    Государственная политика в условиях правоохранительной деятельности может быть реализована за счет:
    1) формирования нормативно-правоохранительной деятельности;
    2) специально созданной системы правоохранительных органов, обеспечивающих охрану прав человека и использующих юридические меры воздействия [15, с. 12–13].
    Основными правовыми актами, регулирующими правоохранительную деятельность, являются: Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» [1]; Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [2]; Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ [8]; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ [9]; Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ [10]; Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [3]; Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» [4]; Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» [5]; Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ [11] и др.
    Помимо вышеперечисленных нормативных документов, на данном этапе в Российской Федерации реализуется программа «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», которая была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. Основной целью программы называют процесс повышения качества и результативности противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности, обеспечения общественной безопасности и безопасности дорожного движения, а также доверия к органам внутренних дел Российской Федерации со стороны населения [20].
    Что касается создания системы правоохранительных органов, их существует две большие группы; профиль деятельности первой значительно шире, чем второй, так охрана права человека является основной для одной из них. Другая группа органов специализируется не только на охране общественного порядка, но и на иной деятельности.
    Итоговым определением будем считать следующее: «правоохранительные органы – это специализированная группа органов государственного порядка, которые осуществляют деятельность по охране правопорядка, а также обеспечивают защиту прав и свобод граждан» [10].
    Система правоохранительных органов включает различные учреждения, которые условно можно разделить на следующие группы:
    1) судебные органы, в компетенцию которых входит осуществление правосудия после совершения противоправных действий;
    2) правоохранительные органы, основными функциями которых является контроль и надзор; сюда включают Министерство Юстиции, Прокуратуру РФ);
    3) органы правопорядка, среди которых стоит выделить Министерство внутренних дел, Следственный Комитет РФ, Федеральную служба безопасности и т.д.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 30 октября 2018 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 1. Ст. 1; 2018. № 45. Ст. 6823.
    2. Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 31 июля 2020 года) // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 2020. № 3. (Ч. I). С. 5047.
    3. Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ред. от 23 мая 2016 года) // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063; 2016. № 22. Ст. 3091.
    4. Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (ред. от 31 июля 2020 года) // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 15; 2020. № 3. (Ч. I). С. 5047.
    5. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 6 февраля 2020 года) // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900; 2020. № 6. Ст. 591.
    6. Федеральный закон от 2 апреля 2014 года № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» (ред. от 31 декабря 2017 года) // СЗ РФ. 2014. № 14. Ст. 1536; 2018. № 1 (Ч. I). Ст. 81.
    7. Указ Президента Российской Федерации от 18 февраля 2010 года № 208 «О некоторых мерах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ред. от 4 апреля 2014 года) // Российская газета. 2010. 19 февраля; СЗ РФ. 2014. № 14. Ст. 1616.
    8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (ред. от 31 июля 2020 года) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; 2020. № 31. (Ч. I). Ст. 5019.
    9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (ред. от 31 июля 2020 года) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11 августа 2020 года) // СЗ РФ. 2002. № 1. Ч. 1. Ст. 1; 2020. № 31. (Ч. I). Ст. 5062.
    10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ (ред. от 31 июля 2020 года) // СЗ РФ. 2001. № 52. Ч. 1. Ст. 4921; 2020. № 31. (Ч. I). Ст. 5002.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2