ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Организационно-правовые особенности диагностики личностных и профессиональных качеств государственных служащих в образовательных организациях

Organizational and Legal Features of Diagnosing Personal Traits and Competences of Public Servants in Educational Organizations



Е.Н. Козлов
Н.А. Игошин
E.N. Kozlov
N.A. Igoshin
kozlova@umc-spb.ru
n_a_igoshin@mail.ru
старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
доцент Базовой кафедры государственной гражданской службы Санкт-Петербурга при Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, кандидат юридических наук, доцент
Senior Lecturer, the Department of State Law Disciplines, State Institute of Economics. Finance, Law and technology
Senior Lecturer, Basic Department of Saint-Petersburg State Civil Service under the Governor’s Administration of Saint-Petersburg, Saint-Petersburg University of Aerospace Instrumentation, PhD in Law, Associate Professor
Гатчина
Санкт-Петербург
Gatchina
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • государственная кадровая политика
  • государственный служащий
  • критерии оценки государственных служащих
  • диагностика
  • образовательные организации
  • Keywords:

  • state personnel policy
  • civil servant
  • criteria for evaluating civil servants
  • diagnostics
  • educational organizations
  • Предъявляемые сегодня требования к государственному служащему включают в себя как профессиональные, так и личностные качества. Их совокупность подлежит оцениванию при приёме на государственную службу и в ходе её прохождения. Авторы статьи изложили свои взгляды на организационно-правовые основы оценивания выпускников образовательных организаций, подготовка которых осуществляется в интересах государственной службы Российской Федерации.

    Current requirements for a civil servant cover both his or her professional qualities and personal traits. The combination thereof is subject to assessment when it comes to job recruitment of public servants as well as in the course of exercising their civil service. The authors of the article presented their viewpoints on the organizational and legal basis for evaluating university graduates who are trained for the civil service in the Russian Federation.

    Обзор статьи

    Нравственно-этические идеалы об идеальном чиновнике, сформулированные в конце XIX – начале XX вв. [17, с. 89; 19], через сто лет нашли отражение в нормативных документах современности, определяющих квалификационные и этические нормы, установленные для государственных служащих. Так, например, «Закон о противодействии коррупции» [1], «Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих» [5], Федеральные государственные образовательные стандарты по юридическим специальностям и направлениям подготовки [2; 3] в совокупности определили и нормативно закрепили требования к носителю профессии «госслужащий». Однако было бы неверно утверждение, что данный перечень является исчерпывающим, поскольку на государственной службе трудятся и другие, не только специалисты, обладающие юридическим образованием. Соответственно, указанное перечисление пополнится, как минимум, ещё и образовательными стандартами, содержащими требования к их компетентности.
    Совокупные требования перечисленных актов дают ответ на вопрос о том, как госслужащий должен готовиться, что должен научиться делать и что должен узнать для успешного и эффективного профессионального труда. Однако методология процесса диагностики личностных и профессиональных качеств государственного служащего, сформированных в процессе обучения, по-прежнему носит дискуссионный характер [7; 12].
    Ключевым понятием мониторинга образовательных результатов становится не собственно оценка, а диагностическая процедура, предполагающая не столько количественное представление результатов, а выявление их причин и возможные последствия. Исследования в области педагогической квалиметрии, проведённые за последние несколько десятилетий, подчёркивают неспособность четырёхбалльной системы оценивания в полной мере обеспечить реализацию необходимых функций. При безусловной простоте ее применения большинство исследователей отмечают усреднённость и снижение объективности производимой с её помощью диагностики. Применение только четырёхбалльной системы оценивания не гарантирует адекватности и не позволяет в полной мере, по всем параметрам тех требований, которые сегодня предъявляются к государственному служащему, оценить учебную (образовательную) деятельность обучающихся.
    Академическое сообщество уже давно пришло к выводу, что зачёты и экзамены не могут быть основными показателями качества подготовки в условиях продолжительного по времени образовательного процесса, к которому в полной мере можно отнести систему поэтапной профессиональной подготовки государственных служащих. К тому же, поскольку объемы изучаемой информации увеличиваются год от года, преподавателям всё сложнее проводить проверку обучающихся на знание всего учебного материала за один ответна зачёте или экзамене. Происходит усреднение оценочных показателей обучающихся, которые занимаются систематически, и тех, кто периодически готовится к учебным занятиям или делает это только в период сессий.
    При этом не следует забывать, что процесс оценивания в сегодняшних условиях должен соответствовать требованиям действующих образовательных стандартов, к числу которых относятся: степень понимания пройденного материала, готовность применять полученные знания, качество устного и письменного изложения усвоенного материала, количество и характер ошибок, допущенных при ответе, своевременность выполнения контрольного задания, умение использовать учебную и научную литературу и т.д. В условиях, когда появляется большое количество инновационных образовательных технологий, направленных на диагностику учебных достижений, возникает потребность в научно обоснованной, динамичной, объективной системе оценки качества результатов образовательного процесса. Многие образовательные организации стремятся к более гибкому «количественному измерению» качества знаний, что приводит к введению альтернативных оценочных систем, претендующих, в свою очередь, на более точное и адекватное отражение учебных достижений.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета. 2008. 30 декабря. № 266.
    2. Приказ Минобрнауки России от 16.11.2016 г. № 1424 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета)» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.10.2020).
    3. Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 509 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность» // Российская газета (специальный выпуск). 2014. 12 декабря. № 284/1.
    4. Приказ Минобразования РФ от 11.07.2002 г. № 2654 «О проведении эксперимента по введению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов» // Официальные документы в образовании. 2002. № 23.
    5. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г., протокол № 21) // Официальные документы в образовании. 2011. № 36. Декабрь.
    6. Батура М.П., Ломако A.B., Шилин Л.Ю. Рейтинговая система обучения на базе современных компьютерных технологий. В 2 ч. Минск: БГУИР, 1994. Ч. 1. 55 с. Ч. 2. 74 с.
    7. Бермус А.Г. Управление качеством профессионально-педагогического образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 2003. 44 с.
    8. Варенова Л.И., Куклин В.Ж., Наводнов В.Г. Рейтинговая интенсивная технология рейтингового обучения. М., 1993. 67 с.
    9. Верещагин Ю.Ф., Ерунов В.П. Рейтинговая система оценки знаний студентов, деятельности преподавателей и подразделений вуза. Оренбург: ОГУ, 2003. 105 с.
    10. Волошина Т.В., Кузнецова Е.Б. К проблеме балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вуза // Вестник педагогических инноваций. 2009. № 1. С. 7–17.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2