|
|
|
|
профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, доктор юридических наук, доцент
профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат юридических наук, профессор
|
professor, the Department of Civil Law, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Doctor of Law, associate professor
professor, the Department of Civil Law, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Law, professor
|
|
|
|
|
Ключевые слова:
хозяйственное общество
общество с ограниченной ответственностью
публичное и непубличное акционерное общество
уставный капитал
доля в уставном капитале
отчуждение доли в уставном капитале
|
Keywords:
business entities
limited liability company
public and close joint-stock companies
charter capital
share in the charter capital
alienation of share in the charter capital
|
Рассматривается правовой статус общества с ограниченной ответственностью, его сходство и отличие от правового статуса непубличного акционерного общества. Определяются неточности в правовом регулировании общества с ограниченной ответственностью и предлагаются варианты их устранения.
|
We look at the legal status of a limited liability company, its similarity and difference from the legal status of a close joint-stock company. We identify certain inaccuracies in the legal regulation of a limited liability company and suggest ways to eliminate them.
|
|
|
Обзор статьи
Общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО, или общества) являются самой востребованной организационно-правовой формой ведения предпринимательства в России. Их насчитывается в стране 3 002 487 [5].
Правовой статус ООО в основном определяется Гражданским кодексом РФ (далее – ГК РФ) и Федеральным законом от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. от 31.07.2020 г.) (далее – Закон об ООО). Данная правовая основа включает целый ряд норм, которые используются при регулировании акционерных обществ и особенно непубличных акционерных обществ, что позволяет говорить о непубличном акционерном обществе как переходной форме к ООО. Остановимся на сходстве и различиях указанных форм хозяйственных обществ.
ООО в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 87 ГК РФ признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли, участники которого не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости принадлежащих им долей. Аналогичная норма содержится в п. 1 ст. 2 Закона об ООО.
В порядке исключения из этого правила ГК РФ (абз. 2 п. 1 ст. 87) и Закон об ООО (абз. 2 п. 1 ст. 2) указывают, что участники ООО, не полностью оплатившие доли, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части принадлежащих им долей в уставном капитале общества. В данном случае законодатель демонстрирует такой же подход, как и применительно к акционерному обществу, где акционеры, не полностью оплатившие свои акции, признаются солидарными должниками по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной стоимости принадлежащих им акций (абз. 2 п. 1 ст. 96 ГК РФ).
По истечении четырех месяцев после государственной регистрации ООО неоплаченная часть доли переходит к обществу, которое обязано реализовать ее в течение одного года (п. 3 ст. 16 и п. 2 ст. 24 Закона об ООО). Срок в четыре месяца является предельным, он может быть уменьшен уставом ООО, но не увеличен. После перехода неоплаченной доли (части доли) к обществу участник освобождается от указанной выше солидарной ответственности и несет ответственность по долгам общества только в пределах принадлежащей ему оплаченной части доли. В аналогичном порядке и с такими же последствиями решается вопрос с неоплаченными акциями в акционерном обществе с той лишь разницей, что срок для их оплаты установлен в 12 месяцев с момента государственной регистрации общества, если меньший срок не предусмотрен договором о его создании (п. 1 ст. 34 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 31.07.2020 г.)) (далее – Закон об АО).
Закон об ООО устанавливает также субсидиарную ответственность участников общества и иных лиц, которые имеют право давать обязательные для него указания либо иным образом имеют возможность определять его действия в случае несостоятельности (банкротства) общества, возникшей по их вине, и недостаточности имущества общества для покрытия его долгов (п. 3 ст. 3 Закона об ООО). Такая же норма предусмотрена в абз. 3 п. 3 ст. 6 Закона об ООО применительно к случаю несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного.
О заведомой направленности действий, рассчитанных на наступление несостоятельности (банкротства) как основного общества, так и дочернего в Законе об ООО речи не идет, как это имеет место применительно к акционерному обществу в сходных ситуациях (п. 3 ст. 3 Закона об АО). Соответственно, субсидиарная ответственность лиц, имеющих право давать обязательные для общества указания, как и ответственность основного общества по долгам дочернего, может наступить и по причине неосторожных действий, что существенно облегчает привлечение их к ответственности в случае доведения до банкротства соответствующего общества.
Основное общество, которое имеет право давать дочернему обществу обязательные для него указания, кроме того, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний (абз. 2 п. 3 ст. 6 Закона об ООО). Никаких дополнительных условий ответственности, и в частности фиксации обязательности указаний основного общества для дочернего в уставе или договоре с последним, закон не устанавливает. Это делает приведенную норму более жизнеспособной в отличие от нормы абз. 2 п. 3 ст. 6 Закона об АО, где такие дополнительные условия содержатся.
|
Список использованной литературы
1. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2012 г. № 18АП-12877/11. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.11.2011 г. № Ф01-4784/11 по делу № А39-3402/2010, ФАС Дальневосточного округа от 12.08.2011 г. № Ф03-2952/11 по делу № А24-4392/2010) // Судебные и нормативные акты РФ: [сайт]. URL: http://www.sudact.ru (дата обращения: 12.06.2020).
3. Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах, утвержденного Президиумом Верховного Суда 25.12.2019 г. (п. 2). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Положение банка России от 30.12.2014 г. № 454-П (ред. от 25.05.2018 г.) «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (п. 69.1 и 71.1). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Джаарбеков С. Юридические лица и ИП: количество и состав. URL: https://taxslov.ru/res/res2020_ul.htm (дата обращения: 12.06.2020).
6. Краснова Г.А., Львова М.В. Фундаментальные составляющие категории «уставный капитал» // Фундаментальные исследования. 2015. № 11. С. 380–384.
7. Курчинская-Грассо Н.О. Требования к минимальному размеру уставного капитала общества с ограниченной ответственностью по законодательству стран ЕС // Молодой ученый. 2019. № 23 (261). С. 475–478.
8. Серебрякова А.В. Изменения в правовом регулировании обществ с ограниченной ответственностью // Налоговая проверка. 2010. № 2. URL: https://dokipedia.ru/document/5190444?pid=79 (дата обращения: 12.06.2020).
9. Фроловский Н.Г. Новые правила отчуждения доли в уставном капитале ООО: комментарий отдельных положений законодательства. URL: https://regforum.ru/forum/showthread.php?t=40234 (дата обращения: 02.06.2020).
|