ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Правовые основы формирования религиозно-конфессионального компонента конституционной культуры россиян

Legal Basis for Building Religious and Confessional Component of Constitutional Culture Among Russians



Э.Э. Баринов
E.E. Barinov
emil.barinov@yandex.ru
член Высшей квалификационной коллегии судей РФ, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет» (РИНХ), кандидат юридических наук, доцент
Member of Higher Judges’ Qualifications Board, Head of the Department of Constitutional and Municipal Law, Rostov-on-Don State University of Economics, PhD In Law, Associate Professor
Ростов-на-Дону
Rostov-on-Don

Ключевые слова:

  • конституционная культура
  • Конституция
  • межконфессиональные отношения
  • права и свободы личности
  • религиозная пропаганда
  • религия
  • светское государство
  • светское образование
  • свобода совести и вероисповедания
  • Keywords:

  • constitutional culture
  • Constitution
  • inter-confessional elations
  • rights and freedoms of individuals
  • religious propaganda
  • religion
  • Secular state
  • secular education
  • freedom of conscience and belief
  • Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью учета религиозно-конфессионального компонента конституционной культуры в процессе правотворчества и правоприменения.
    Автор обосновывает важность изучения религиозно-конфессионального компонента конституционной культуры; анализирует конституционно-правовое регулирование сферы религиозной свободы и государственно-конфессиональных отношений в советский период; дает оценку современного состояния системы конституционно-правового обеспечения принципов светского государства и права на свободу вероисповедания.

    The relevance of the research topic stems from the need to mainstream religious and confessional component of constitutional culture in the course of law making and law enforcement.
    The author substantiates the essence of examining religious and confessional component of the constitutional culture, analyzes constitutional and legal regulation of the religious freedom sphere and interaction between the state and confessions in the Soviet period, provides an assessment of the current state of the system of constitutional and legal support of a Secular state principles as well as the right to freedom of religion.

    Обзор статьи

    В структуре конституционной культуры, выступающей базовым элементом конституционно-правовой действительности, наряду с нормативно-правовым и политико-идеологическим можно также выделить нравственно-этический и религиозно-конфессиональный компоненты. Особое отношение к религиозному компоненту конституционной культуры не случайно. С одной стороны, в любом современном государстве существует объективная необходимость юридического оформления системы государственно-конфессиональных отношений, уровня религиозной свободы в государстве и др. С другой стороны, человеческие представления о добре и справедливости формируются, в том числе, и под воздействием религиозных учений. Легитимизация отдельных элементов политико-правовой системы нередко происходит на уровне религиозной культуры. Неслучайно в юридической литературе отмечается, что в России религиозность «выступает неотъемлемой формой общественной жизни и важным свойством российской правовой культуры» [19, с. 58], а взаимодействие религиозного и правового сознания происходит на уровне «непосредственного вхождения в социально-жизненные процессы, а не через усвоение некоей рациональной схемы поведения и внешнего приказа» [13, с. 93].
    Надо сказать, что светский характер государства, декларируемый большинством современных конституций, не означает наличия единого шаблона, по которому выстраивалась бы вся система государственно-конфессиональных отношений. Как отмечает профессор Н.С. Бондарь, в условиях острого геополитического противостояния наблюдается «культурно-идеологическая» политизация права. Последствием подобной политизации выступают «противоречивые процессы активной секуляризации законодательства в западных демократиях, с одной стороны, и столь же активная клерикализация права и конституций в других государствах мира – с другой» [2, с. 28].
    Таким образом, учет особенностей религиозной культуры народов, населяющих государство, – это важная и актуальная задача, которая возлагается, в том числе, и на современного законодателя. Круг вопросов, изучаемых в этой связи представителями конституционно-правовой науки, можно свести к следующим: 1) свобода вероисповедания, свобода атеистических убеждений, свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды; 2) правовые основы организации и деятельности религиозных объединений; 3) реализация принципов светского государства в повседневной деятельности граждан, деятельности образовательных учреждений, учреждений, оказывающих услуги медицинского характера, деятельности органов публичной власти и др.; 4) обеспечение конституционной безопасности и конституционного суверенитета в контексте защиты религиозной идентичности населения России.
    Религиозный компонент конституционной культуры формируется при непосредственном участии Основного Закона страны. Именно на конституционном уровне закладываются базовые составляющие религиозной свободы, оказывающие значительное влияние и на состояние конституционной культуры. С другой стороны, уже сложившиеся конституционно-правовые представления о месте и роли религии в жизни государства и общества влияют и на характер закрепленных в Конституции положений. Необходимо помнить, что рассмотрение конституционной культуры возможно как в контексте анализа восприятия проявлений конституционной действительности, так и с позиций традиционного понимания культуры как универсального способа человеческого самовыражения. В последнем случае изучение религиозного компонента конституционной культуры также приобретает огромное значение.

    Список использованной литературы

    1. Беседы о религии и знании / под ред. Ю.П. Францева. М.: Государственное издательство политической литературы, 1962. 318 с.
    2. Бондарь Н.С. «Вечные» конституционные идеалы: насколько они неизменны в меняющемся мире? // Государство и право. 2020. № 6. С. 20–34.
    3. Гурвич Г. О Конституции РСФСР. М.: Изд-во Ведомостей Верховного Совета РСФСР, 1940. 56 с.
    4. Законодательство о религиозных культах: сб. материалов и документов / сост. Г.Р. Гольст, Д.М. Ночвин; под общ. ред. В.А. Куроедова, А.С. Панкратова. 2-е изд., доп. М.: Юрид. лит., 1971. 336 с.
    5. Исаева А.А. Правовое регулирование миссионерской деятельности: российские реалии и опыт стран Содружества Независимых Государств // Сравнительное конституционное обозрение. 2017. № 3. С. 27–45.
    6. Клюева В.П. Свобода совести в СССР: от декларации до попыток реализации // История государства и права. 2013. № 13. С. 17–20.
    7. Кондрашев А.А. Современный политический режим России: ограничения базовых гражданских прав и свобод посредством законодательных новаций и правоприменительной практики // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 2. С. 10–17.
    8. Малицкий А. Советское государственное право (очерки). Харьков: Юридическое издательство НКЮ УССР, 1926. 319 с.
    9. Малышкин А.В. Правовые и неправовые социальные санкции: вопросы взаимодействия и интеграции // Вестник гражданского процесса. 2018. № 4. С. 25–40.
    10. Мигущенко О.Н. Профессиональная подготовка и правовое воспитание сотрудников милиции в 20–30-е годы // Российский следователь. 2011. № 7. С. 37–40.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2