ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF
ISSN 1995 - 1248
DOI 10.26163/GIEF
Правовые основы формирования религиозно-конфессионального компонента конституционной культуры россиян
Legal Basis for Building Religious and Confessional Component of Constitutional Culture Among Russians
Э.Э. Баринов |
|
E.E. Barinov |
|
emil.barinov@yandex.ru |
|
член Высшей квалификационной коллегии судей РФ, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права, ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет» (РИНХ), кандидат юридических наук, доцент |
|
Member of Higher Judges’ Qualifications Board, Head of the Department of Constitutional and Municipal Law, Rostov-on-Don State University of Economics, PhD In Law, Associate Professor |
|
Ростов-на-Дону |
|
Rostov-on-Don |
|
Ключевые слова: |
Keywords: |
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью учета религиозно-конфессионального компонента конституционной культуры в процессе правотворчества и правоприменения. |
|
The relevance of the research topic stems from the need to mainstream religious and confessional component of constitutional culture in the course of law making and law enforcement. |
|
Обзор статьиВ структуре конституционной культуры, выступающей базовым элементом конституционно-правовой действительности, наряду с нормативно-правовым и политико-идеологическим можно также выделить нравственно-этический и религиозно-конфессиональный компоненты. Особое отношение к религиозному компоненту конституционной культуры не случайно. С одной стороны, в любом современном государстве существует объективная необходимость юридического оформления системы государственно-конфессиональных отношений, уровня религиозной свободы в государстве и др. С другой стороны, человеческие представления о добре и справедливости формируются, в том числе, и под воздействием религиозных учений. Легитимизация отдельных элементов политико-правовой системы нередко происходит на уровне религиозной культуры. Неслучайно в юридической литературе отмечается, что в России религиозность «выступает неотъемлемой формой общественной жизни и важным свойством российской правовой культуры» [19, с. 58], а взаимодействие религиозного и правового сознания происходит на уровне «непосредственного вхождения в социально-жизненные процессы, а не через усвоение некоей рациональной схемы поведения и внешнего приказа» [13, с. 93]. |
|
Список использованной литературы1. Беседы о религии и знании / под ред. Ю.П. Францева. М.: Государственное издательство политической литературы, 1962. 318 с. 2. Бондарь Н.С. «Вечные» конституционные идеалы: насколько они неизменны в меняющемся мире? // Государство и право. 2020. № 6. С. 20–34. 3. Гурвич Г. О Конституции РСФСР. М.: Изд-во Ведомостей Верховного Совета РСФСР, 1940. 56 с. 4. Законодательство о религиозных культах: сб. материалов и документов / сост. Г.Р. Гольст, Д.М. Ночвин; под общ. ред. В.А. Куроедова, А.С. Панкратова. 2-е изд., доп. М.: Юрид. лит., 1971. 336 с. 5. Исаева А.А. Правовое регулирование миссионерской деятельности: российские реалии и опыт стран Содружества Независимых Государств // Сравнительное конституционное обозрение. 2017. № 3. С. 27–45. 6. Клюева В.П. Свобода совести в СССР: от декларации до попыток реализации // История государства и права. 2013. № 13. С. 17–20. 7. Кондрашев А.А. Современный политический режим России: ограничения базовых гражданских прав и свобод посредством законодательных новаций и правоприменительной практики // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 2. С. 10–17. 8. Малицкий А. Советское государственное право (очерки). Харьков: Юридическое издательство НКЮ УССР, 1926. 319 с. 9. Малышкин А.В. Правовые и неправовые социальные санкции: вопросы взаимодействия и интеграции // Вестник гражданского процесса. 2018. № 4. С. 25–40. 10. Мигущенко О.Н. Профессиональная подготовка и правовое воспитание сотрудников милиции в 20–30-е годы // Российский следователь. 2011. № 7. С. 37–40. |