ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Сравнительный анализ управления лесными ресурсами в Финляндии и в Российской Федерации

Comparative Analysis of Forest Resources Management in Finland and Russian Federation



Н.Н. Карпина
N.N. Karpina
karpina1977@list.ru
заведующий Волосовским филиалом ННО «Ленинградская областная коллегия адвокатов», г. Волосово; аспирант, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
head of Volosovo branch of Leningrad Regional College of Advocates, Volosovo; post-graduate student, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology
Гатчина
Gatchina

Ключевые слова:

  • лес
  • формы собственности
  • лесопользователь
  • лесовладелец
  • собственник
  • участок лесного фонда
  • государственная поддержка частных лесовладельцев
  • древесина
  • Keywords:

  • forest
  • forms of ownership
  • forest user
  • forest owner
  • owner
  • plot of forest area
  • state support of private forest owners
  • wood
  • В статье рассмотрены особенности лесного хозяйства двух стран, Финляндии и России, с разными формами собственности на лес. Подробно рассмотрены формы собственности на лес в Финляндии, право приобретения в собственность участка лесного фонда. Проведен анализ влияния разных форм собственности на лесное хозяйство. Представлены разные формы лесозаготовки двух стран, формы государственного субсидирования в Финляндии, влияющие на эффективность лесопользования.

    We look at characteristics of forestry in Finland and Russia where different forms of forest ownership are applied. We study in detail forms of forest ownership in Finland and the right to acquire forest as property. We analyze the influence of various forms of forestry ownership. We introduce different forms of forest harvesting in the countries in question, look at kinds of government subsidies in Finland affecting the efficiency of forest exploitation.

    Обзор статьи

    Лес является важнейшим ресурсом страны. В настоящее время сложилась проблемная ситуация в управлении лесным хозяйством в России не только как эколого-экономической системой с длительным производственным циклом, но и не отвечающей требованиям устойчивого развития лесного хозяйства. Исследуя формы собственности на лес в Финляндии и России, рассмотрим, как она влияет на устойчивое экономическое развитие страны.
    Финляндия – одна из стран Европы, территория которой покрыта лесами. Общая территория Финляндии составляет 338000 кв. м, из них 68% – лесные угодья [6]. Экономические, социальные и хозяйственные программы позволили в этой стране сохранить и приумножить данное богатство. На территории страны произрастают тридцать пород различных деревьев, но основными являются сосна, береза, ель, что составляет 0,5% всего мирового запаса древесины [6].
    В Финляндии существуют разные формы собственности на лес, которые определяют структуру управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесных ресурсов.
    По форме собственности леса Финляндии распределены следующим образом: частные собственники владеют 52% лесных земель, лесопромышленники – 8%, государство – 35%, прочие (муниципалитеты, коммуны, церковь и т. д.) – 5% [6].
    В частной собственности находятся продуктивные леса южной части страны, государство в основном владеет лесами Северной и Восточной Финляндии, из них 45% – это особо охраняемые территории [4].
    Участки лесного фонда, которыми владеют частные лица, составляют не более 26 гектар [6].
    До 90% древесины, заготовленной в частных угодьях, используется в лесной промышленности Финляндии. Все это и послужило поводом для создания Финским Правительством программ рационального использования лесных ресурсов, рассчитанных на длительную перспективу и устойчивое развитие лесов.
    Большая часть лесозаготовок ведется в зимний период времени, когда земля промерзла и покрылась снегом. В основном работы по заготовке и транспортировке проводятся специализированными организациями.
    Вырубка леса ведется планово. За время созревания леса производятся изреживания (прореживание) леса. Убираются неказистые, мелкие деревья, которые используются потом, как правило, для топливных брикетов методом переработки непосредственно в волоке. При этом методе деревья валят бензопилой. Переработку деревьев осуществляют на волоке мобильной рубительной машиной с контейнером [5].
    Хорошие экземпляры деревьев оставляют, причем их стоимость при продаже увеличивается в несколько раз. За бережное отношение к своей собственности, не позволяющее полное истребление леса на корню, финское государство предоставляет кредиты и дотации [6].
    Леса, находящиеся в государственной собственности, контролируются государственными органами, леса муниципалитетов и коммун – органами управления, относящимися к этим органам, частные леса – собственниками этих лесов либо их представителями [6].
    Поскольку в Финляндии, в отличие от России, нет самостоятельного федерального органа управления лесами, то все вопросы согласно целям распределены между Министерствами. Министерство сельского и лесного хозяйства занимается управлением в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесных ресурсов. Возглавляет два министерства с 29 мая 2015 г. и входит в состав Правительства Киммо Тииликайнен [6].
    Для защиты интересов лесовладельцев были созданы ассоциации, союзы, так как не каждый может обладать знаниями, как вести этот специфический бизнес.
    В настоящее время в Финляндии существует 88 ассоциаций. Финансируются они за счет добровольных взносов (информационных и организационных) и платных услуг [6]. До 2015 г. лесовладельцы обязаны были вносить посильный обязательный взнос в зависимости от площади в деятельность лесохозяйственных объединений. Нов настоящее время обязательные взносы отменены.

    Список использованной литературы

    1. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ (ред. от 31.07.2020 г.) // Собрание законодательства РФ. 2006. 11 декабря. № 50. Ст. 5278.
    2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020 г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. 5 декабря. № 32. Ст. 3301.
    3. Приказ Минприроды России от 13.09.2016 г. № 474 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации» (ред. от 11.01.2017 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.10.2020).
    4. Институт природных ресурсов Финляндии: [сайт]. URL: https://www.luke.fi/ (дата обращения: 14.10.2020).
    5. Петров В.Н., Каткова Т.Е. Эффективность эколого-экономических систем с длительным производственным циклом // Петербургский экономический журнал. 2016. № 1. С. 142–150.
    6. Парвиайнен Я. Леса и лесное хозяйство Финляндии // Каким будет завтра?: [сайт]. URL: https://aftershock.news/?q=node/758941&full/ (дата обращения: 14.10.2020).
    7. Северо-Западный федеральный округ // Россия. Интересные места, реки, озера, регионы, достопримечательности, города, деревни, поселки: [сайт]. URL: https://russiaregions.ru/ (дата обращения: 14.10. 2020).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2