ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Сущность и значение развития эффективных коммуникаций в организации

The Nature and Importance of Developing Effective Communications Organization



М.Г. Гильдингерш
M.G. Gildingersh
mgild@mail.ru
профессор кафедры социологии и управления персоналом, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», доктор экономических наук, профессор
Professor, the Department of Sociology and HR Management, Saint-Petersburg State University of Economics, Doctor of Economics, Professor
Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • коммуникация
  • коммуникативная ситуация
  • дискурс
  • кодирование и декодирование
  • невербальные коммуникации
  • коммуникационные каналы
  • потребность в общении
  • пирамида Маслоу
  • личные коммуникации
  • Keywords:

  • communication
  • communicative situation
  • discourse
  • coding and decoding
  • nonverbal communication
  • communicative channels
  • need for communication
  • Maslow’s hierarchy
  • face-to-face communication
  • В настоящей статье коммуникация рассматривается как один из важных инструментов управления. Без развитых коммуникационных связей сотрудник находится в условном «информационном пузыре», т.е. не совсем понимает, как его работа связана с задачами и целями компании. Отсутствие же связей между отделами и сотрудниками приводит к непониманию и частому возникновению конфликтов. Это, в свою очередь, ведет к ухудшению социально-психологического климата в коллективе, при этом разные отделы начинают работать не как союзники, а как противники.
    Изучение теоретических исследований и практического опыта развития коммуникативных процессов позволили автору выделить основные группы проблем, детерминирующих эффективность коммуникации, а также определить специфические особенности коммуникативного процесса и его влияние на эффективность деятельности организации.

    The article considers communication to be one of the important instruments of management. Without developed communication a staff member finds himself placed into a hypothetical information bubble. In other words an employee does not quite realizes how his or her job is linked with the objectives and targets of the company. Lack of communication between the company departments and among its staff leads to misunderstandings and often results in occurrence of conflicts. This in its turn deteriorates the social and psychological situation within the company and as a result the departments tend to perform like opponents rather than associates.
    On the basis of the research of theoretical studies along with the analysis of relevant practical experience with regard to the development of communicative processes the author highlights the key groups of difficulties which determine the efficiency of communication and defines specific features of communicative process and its impact on the efficiency of the business performance.

    Обзор статьи

    Информация является одним из важнейших инструментов управления. В умелых руках руководителя использование и передача этой информации организует, руководит и мотивирует подчиненных. Многое зависит именно от того, каким образом эта информация предается. Грамотная передача и подача помогает получателю адекватно принять информацию и правильно использовать ее.
    Согласно исследованиям руководитель тратит от 50 до 90% времени на коммуникации. Эффективно работающие руководители понимают весь механизм работы коммуникаций и то, какую роль они играют в достижении организацией поставленных целей. Рассмотрим понятие коммуникации, существующие подходы в исследовании коммуникаций и различные модели процесса коммуникации [2].
    В настоящее время существует множество понятий коммуникации. Рассмотрим понятие, приведенное в толковом словаре Ожегова: «Коммуникация – 1. Путь сообщения, линия связи (спец.). Воздушные, водные коммуникации. Подземные коммуникации. 2. Сообщение, общение (книжн.). Речь как средство коммуникации. Средства массовой коммуникации (печать, радио, кино, телевидение)» [7].
    Американский социолог и социальный психолог Чарльз Кули дает следующее определение коммуникации: «Под коммуникацией мы понимаем механизм, посредством которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений – все символы разума вместе со способами их передачи в пространстве и сохранения во времени. Она включает в себя мимику, общение, жесты, тон голоса, слова, письменность, печать, железные дороги, телеграф, телефон и самые последние достижения по завоеванию пространства и времени».
    Приведенные определения дают нам понять, что понятие коммуникации многогранно и может быть использовано в любой научной сфере. Можно выделить несколько его значений:
    - универсальное значение – при этом коммуникация рассматривается как связь между материальным и духовным миром, имеет более широкое и емкое понятие;
    - техническое – здесь коммуникация – это канал сообщения между двумя или несколькими местами, который передает сообщение от одного субъекта к другому;
    - биологическое – понятие коммуникации может быть включено и в другие науки; в частности, оно используется в биологии как обозначение связи между особями одного или разных видов;
    - социальное – в этом аспекте коммуникация рассматривается именно с точки зрения связи между людьми, связи в социуме.
    Теория коммуникаций использует понятие коммуникации именно в последнем значении, т.е. коммуникация рассматривается как способ передачи сообщений между людьми посредством разных средств кодирования и декодирования.
    Также из всех приведенных выше понятий коммуникации можно выделить общие элементы, так называемые «закономерности коммуникации»:
    1. Для передачи информации нужны собственно сама информация (предмет), субъекты (тот, кто передает и тот, кто принимает), код – система символов, знаков и правила их использования (то, как сообщается информация). Если из структуры процесса коммуникации убрать хоть один элемент, коммуникация будет невозможна.
    2. Некоторые наши действия и высказывания, в которые мы вкладываем определенный смысл, могут быть не поняты, не замечены получателем, и наоборот, те слова и жесты, которым мы не придаем особого значения, могут быть заметны и значимы для собеседника. Успешной коммуникацией является та, в которой значение, вложенное отправителем, было точно передано и правильно понято получателем.

    Список использованной литературы

    1. Базовые понятие теории коммуникации. URL: https://studref.com/362140/marketing/bazovye_ponyatiya_teorii_kommunikatsii#653 (дата обращения: 12.04.2020).
    2. Внутренние коммуникации в компании: общий язык для рабочего пространства // Комсомольская правда: [сайт]. URL: https://www.kp.ru/guide/vnutrennie-kommunikatsii-v-kompanii.html (дата обращения: 12.04.2020).
    3. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2018. 231с.
    4. Можейко М.А., Гутнер Г.Б., Огурцов А.П., Керимов Т.Х. Подготовка электронной публикации и общая редакция // Центр гуманитарных технологий: [сайт]. URL: https://gtmarket.ru/concepts/6987 (дата обращения: 12.04.2020).
    5. Понятие коммуникации. URL: https://studfiles.net/preview/3220199/ (дата обращения: 12.04.2020).
    6. Предмет и базовые понятия коммуникации. URL: https://studref.com/362139/marketing/predmet_bazovye_ponyatiya_teorii_kommunikatsii (дата обращения: 12.04.2020).
    7. Словарь Ожегова // Gufo.me: [сайт]. URL: https://gufo.me/dict/ozhegov/%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 12.04.2020).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2