ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Антикоррупционный механизм как элемент управления системой социальной защиты населения

Anti-Corruption Mechanism as a Control Element within a System of Social Protection of Population



К.Ю. Путихин
K.Y. Putikhin
konst_putikhin@gmail.com
стажер кафедры экономики труда, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
Trainee, the Department of Labour Economics, Saint-Petersburg State University of Economics
Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • социальная защита населения
  • управленческий подход
  • принцип дифференциации
  • антикоррупционный механизм управления
  • профилактика коррупционных действий
  • Keywords:

  • social protection of population
  • managerial approach
  • the principle of differentiation
  • anti-corruption management mechanism
  • prevention of corruption activities
  • В статье рассматривается институциональное содержание понятия «социальная защита» как элемента социально-экономической политики государства. Выделяются функции системы социальной защиты и анализируются элементы данной системы в их взаимосвязи. В качестве базового принципа функционирования системы социальной защиты населения рассматривается принцип дифференциации по формам и методам предоставления услуг. Обосновывается ключевая роль институтов государственного управления в организации деятельности структур системы социальной защиты населения. В рамках методологии управленческого подхода приводится характеристика объектов и субъектов социальной защиты населения. Рассматриваются управленческие действия по профилактике действий коррупционной направленности и совершенствованию антикоррупционного механизма управления в организациях социальной защиты населения.

    The article examines institutional meaning of the concept of «social protection» as an element of social and economic policy of the state. It furthermore outlines major functions of the system of social protection and analyzes its key elements and their relationships. With this regard the author highlights the principle of differentiation by forms and methods of rendering the services as the basic principle of the social protection system performance. The key role of public administration institutions is thereupon substantiated with regard to the organization of the system of social protection of the population and promotion of its proper performance. In addition as part of managerial approach methodology the specific characteristic of objects and subjects of social protection of the population is being presented. The article also examines managerial actions for the prevention of corruption activities as well as for further development of anti-corruption management mechanism within organizations of social protection of the population.

    Обзор статьи

    Понятие «социальная защита населения» зародилось в начале XX в. в рамках формирования новых методологических основ управления социально-экономической сферой национальной экономики. Потребность в выделении социальной сферы в качестве отдельного управленческого объекта возникла в результате осознания необходимости разработки инструментария, направленного на преодоление негативных явлений в социальной сфере, вызванных мировым экономическим кризисом. С позиции институционального рассмотрения «социальная защита» может быть представлена как комплекс правовых, социальных и экономических мероприятий, обеспечивающих гражданам страны необходимый, соответствующий минимальным потребностям, уровень жизни. Социальная защита является важным компонентом построения социально-экономической политики государства, основной целью которого выступает нивелирование уровня негативного воздействия социальных рисков на отдельных граждан и/или их групп. Для этого органами государственной власти разрабатывается и реализуется перечень правовых, институциональных и экономических мероприятий, реализуемых на федеральном и региональном уровнях.
    Система социальной защиты направлена на реализацию следующих функций [2]:
    – превентивная: создание условий по недопущению возникновения и последующего развития социальных рисков, осуществляемая с помощью инструментов сохранения оптимальных параметров рынка труда и формирования соответствующего резерва страховых средств;
    – обеспечительная, реализуемая посредством деятельности социальных служб по оказанию услуг незащищенным слоям общества;
    – компенсационная, выражающаяся в предоставлении отдельным группам населения различных социальных преференций, таких как индексация доходов населения, предоставление субсидий и пр.
    Реализация данных функций достигается через построение и функционирование эффективного институционального механизма социально-экономической системы государства, построенного по блочному принципу (рис. 1). Каждый компонент системы социальной защиты находится в тесном взаимодействии и взаимозависимости, при этом используемый инструментарий специфичен для каждого направления.
    Функционирование представленных в структуре элементов происходит на основании принципа дифференциацию по формам и методам предоставления услуг, направленных на осуществление социальной защиты населению. Необходимо отметить, что создание условий для поддержания и развития социально «безрисковых» параметров жизнедеятельности граждан находится в тесной взаимосвязи с формированием модели устойчивого развития страны, то есть выработки таких стратегий государственного управления, которые позволяют максимально полно удовлетворять потребности граждан в обеспечении приемлемого уровня жизни.
    Необходимо отметить, что некоторые направления социальной защиты, такие как добровольное социальное и медицинское страхование, благотворительность в косвенной форме взаимодействуют с органами государственной власти посредством соблюдения требований организации деятельности соответствующих структур. Регулирование процесса предоставления мер социальной защиты населению находится в ведении органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации. В связи с выраженным социально значимым характером функционирования системы социальной защиты ключевую роль в выработке комплекса мер правового, институционального, экономического направления играют институты государственного управления. Основная часть мероприятий по социальному обеспечению и социальной помощи в полной мере осуществляется организациями и учреждениями, находящимися под руководством профильных органов исполнительной власти.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Кузнецова Е.М., Филатов В.А. Особенности социальной защиты населения в Омском регионе. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. 56 с.
    3. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: http://crimestat.ru/offenses_chart (дата обращения: 12.03.2020).
    4. Чеснокова О.В., Чесноков А.А. Антикоррупционный механизм: проблемы измерения // Актуальные проблемы научного обеспечения государственной политики Российской Федерации в области противодействия коррупции: сб. трудов по итогам Всероссийской науч. конф. Барнаул: Изд-во Барнаульского юридического института МВД РФ, 2014. С. 203–208.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2