ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Предупреждение коррупции в бизнесе как вопрос безопасности государственного управления

Prevention of Corruption in Business as Security Issue in Public Administration



А.В. Лядская
К.В. Братяков
A.V. Lyadskaya
K.V. Bratyakov
a.lyadskaya@kscgroup.ru
k.bratyakov@tmholding.ru
руководитель департамента комплаенса, ООО «Ключевые системы и компоненты», магистрант программы «Безопасность государственного управления и противодействие коррупции»
заместитель генерального директора по корпоративным рискам и противодействию коррупции, АО «Трансмашхолдинг»
Head of the Compliance Department, Key Systems and Components plc, candidate for a Master’s degree (Security of Public Administration and Fighting Corruption)
deputy director general for corporate risks and fighting corruption, Transmashholding
Москва
Москва
Moscow
Moscow

Ключевые слова:

  • коррупция в бизнесе, организации
  • законодательство
  • саморегулируемые организации
  • безопасность государственного управления
  • конфликт интересов
  • Keywords:

  • corruption in business, organizations
  • legislation
  • self-regulating organizations
  • security of public administration
  • conflict of interests
  • В настоящее время в научном, бизнес- и правовом сообществах ведется активная дискуссия о необходимости актуализации принципов и законодательных норм, применяемых в сфере регулирования антикоррупционных мер в хозяйствующих субъектах (организациях), в том числе частной сферы бизнеса.
    Ввиду высокой степени значимости для общества вопросов недопущения коррупции в организациях регулирование мер по их реализации должно остаться в ведении государства при их высокой степени гибкости, что наиболее эффективно реализуется через институт саморегулирования. При этом требуется комплексное совершенствование законодательства и развитие практики реализации таких мер, в том числе обмен опытом. В статье рассмотрены наиболее острые вопросы по предупреждению коррупции и пути их решения – как в локальной практике деятельности организаций, так и в тактической перспективе – в вопросах совершенствования законодательства и принципов регулирования.

    The need for updating the principles and legislative regulations applied in regulating anti-corruption measures in economic entities including private ones is actively disputed now.
    As the problems of preventing corruption are of great importance for the society, the regulation of the relevant measures should be the responsibility of the state, and being flexible, they are effectively implemented via self-regulation. Thus, it requires a complex improvement of the legislation and the development of practical realization of the measures in question, including sharing experience. We look at the most acute problems of preventing corruption and ways to solve them both in local practice and in strategic prospects from the point of view of improving the legislation and principles of regulation.

    Обзор статьи

    Прежде чем говорить о влиянии коррупции в бизнесе на безопасность государственного управления, необходимо разобраться в том, чем именно опасна коррупция для процесса государственного управления.
    Государственное управление – «деятельность органов государственной власти по реализации своих полномочий в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации» [4]. Если рассмотреть феномен коррупции применительно к данному определению, то, в первую очередь, конечно, мы вспомним, что коррупция названа одной из системных угроз безопасности Российской Федерации [5]. Таким образом, влияние коррупции на государственное управление очевидно.
    Однако со второго, более пристального, взгляда на данное определение мы обращаем внимание и на слова «социально-экономическое развитие». То есть, если задача государственного управления – это деятельность, направленная на развитие, то коррупция – это явление, действующее совершенно в обратном направлении. С ростом коррупции закономерно снижается инвестиционная привлекательность территории, снижаются экономические показатели, недобросовестная конкуренция ведет к падению качества конечных продуктов и услуг, растет социальная напряженность как из-за эфемерности законов и общей атмосферы несправедливости, так и из-за реальной угрозы жизни и здоровью граждан.
    На последнем тезисе необходимо остановиться подробнее, так как в дискурсе о коррупции, на наш взгляд, совершенно недостаточно уделяют внимание этому вопросу. Принято считать, что коррупция – это плохо, но не так уж много исследований уделяют внимание вопросу, как именно коррупция влияет на жизнь и здоровье конкретных граждан.
    Выделим два аспекта такого вреда. Первый, наиболее очевидный – это злоупотребление лицом, наделенным определенными полномочиями, своими правами в пользу третьих лиц. Коррумпированный сотрудник ГИБДД выпустит на дорогу нетрезвого водителя, преподаватель – допустит к профессиональному труду некомпетентного специалиста, а фармацевт уговорит покупателя взять не то лекарство, которое ему прописано, а его аналог, чиновник примет закон не на благо людей, а исходя из каких-то иных соображений. Именно на предупреждение коррупции в данной сфере и были направлены, в основном, действия органов власти с даты принятия закона о противодействии коррупции и до недавнего времени.
    Однако есть и глубинный слой последствий коррупции, угрожающий социально-экономическому развитию России. Это – коррупция в организациях, в том числе частного сектора. Система так называемых «откатов», размер которых составляет, по экспертным оценкам, от 30 [14], а по некоторым данным, и до 50% (в отдельных отраслях) от стоимости конечного продукта (услуги), подрывают основной принцип развития – принцип рыночной конкуренции. Когда во главу угла ставятся корыстные интересы определенного человека или группы лиц, по естественным законам под эту потребность подстраивается вся цепочка поставщиков. Уже становится не так важно предложить «лучше и дешевле», как «договориться» с тем, кто принимает решение о закупке. При этом поставщик вынужден изыскивать средства на «откат», изымая их из собственного производства и инвестиций в развитие, что еще более усугубляет проблемы качества.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 07.08. 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // Российская газета. 2001. 9 августа. № 151.
    2. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» // Российская газета. 2006. 29 июля. № 165.
    3. Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» // Российская газета. 2007. 6 декабря. № 273.
    4. Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ (ред. от 18.07.2019 г.) «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    5. Национальная стратегия противодействия коррупции (утв. Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 года № 460). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12. 2001 г. № 197-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря. № 256.
    7. Постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». Доступ из справ.-правовой системы «КогсультантПлюс».
    8. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 2776-р «О Концепции совершенствования механизмов саморегулирования» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.03.2020).
    9. Информационное сообщение ФСТЭК России от 31.07.2018 г. № 240/13/3330 // Федеральная служба по техническому и экспортному контролю: [сайт]. URL: https://fstec.ru/normotvorcheskaya/litsenzirovanie/76-inye/1651-informatsionnoe-soobshchenie-fstek-rossii-ot-31-iyulya-2018-g-n-240-13-3330?highlight=WzMxXQ== (дата обращения: 12.03.2020).
    10. Комплаенс в СНГ: актуальные задачи и автоматизация // КПМГ в России: [сайт]. URL: https://home.kpmg/ru/ru/home/insights/2018/06/compliance-survey-2017.html (дата обращения: 12.03.2020).
    11. Меры по предупреждению коррупции в организациях // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации: [сайт]. URL: https://rosmintrud.ru/uploads/magic/ru-RU/Ministry-0-106-src-1568817692.8748.pdf (дата обращения: 12.03.2020).
    12. Методические рекомендации по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации: [сайт]. URL: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/9/15 (дата обращения: 12.03.2020).
    13. Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я., Капустин А.Я. [и др.]. Некоммерческие организации в международном и национальном праве: монография / под ред. Т.Я. Хабриевой, С.В. Чиркина. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Норма: ИНФРА-М, 2019. 304 с.
    14. Российское отделение ACFE. Исследование рисков безопасности бизнеса в Российских компаниях-2008. URL: https://docs.wixstatic.com/ugd/297209_205c7a0fed174671bc1b909dbd90607e.pdf. (дата обращения: 12.03.2020).
    15. Участие организаций в противодействии коррупции: тезисы и презентации конференции Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (16–17 сентября 2019 г.). URL: https://genproc.gov.ru/anticor/konferentsiya-uchastie-organizatsiy-v-protivodeystvii-korruptsii/presentation/ (дата обращения: 12.03.2020).
    16. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов: [сайт]. URL: https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=70068 (дата обращения: 12.03.2020).
    17. Федеральный портал проектов нормативных правовых актов: [сайт]. URL: https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=14856 (дата обращения: 12.03.2020).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2