ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Формирование системы менеджмента качества в управлении непрерывным профессиональным образованием

Developing Quality Management System in Management of Continuing Professional Education



М.О. Иванова
M.O. Ivanova
ivanova_mo@mail.ru
зав. кафедрой истории и управления персоналом, ФГБOУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации», кандидат экономических наук, доцент
Head of the Department of History and Personnel Management, St. Petersburg State University of Civil Aviation, PhD in Economics, associate professor
Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • качество
  • непрерывное профессиональное образование
  • менеджмент
  • потребительский спрос
  • подготовка кадров
  • управление качеством образования
  • Keywords:

  • quality
  • continuing professional education
  • management
  • consumer demand
  • personnel training
  • management of quality of education
  • В статье раскрывается социально-экономическое содержание таких понятий, как «качество», «качество образования», «качество специалиста», и особенности их использования в целеполагании, свойственном непрерывному профессиональному образованию, а также механизмы, с помощью которых осуществляется основополагающая маркетинговая функция – изучение потребительского спроса в сфере непрерывного профессионального образования.

    We reveal socio-economic meaning of such concepts as “quality”, “quality of education”, “quality of a specialist” and consider the specific features of using them in goal-setting characteristic for continuing professional education. We also look at mechanisms of the basic marketing function, namely, studying the consumer demand in continuing professional education.

    Обзор статьи

    Система непрерывного профессионального образования (далее – НПО), сложившаяся в нашей стране и развивающаяся в последние годы высокими темпами, нуждается в совершенствовании методологического базиса, на который опираются реализуемые на практике методы и приемы, а также в развитии управленческих технологий и механизмов.
    Система НПО, направленная на обеспечение и поддержание необходимого уровня профессиональной подготовленности специалистов, задействованных в любых отраслях и хозяйственных сферах, на предприятиях и в организациях различного профиля, на всех этапах осуществляемого в ее рамках управленческого процесса, ориентируется и использует понятие «качество». Данное понятие с позиций управления системой НПО и входящими в ее состав организациями можно идентифицировать в двух аспектах:
    - качество собственно образования как вида деятельности, обеспечивающего достижение необходимого уровня специалиста (обучающегося), его соответствия требованиям профессиональной деятельности, которые подвержены изменениями;
    - качество выпускаемых специалистов-носителей определенных знаний, умений и профессиональных навыков необходимого уровня.
    При формировании управленческих решений в НПО (особенно решений стратегического характера) взаимосвязь указанных аспектов приобретает принципиальное значение. Непрерывное и последовательное профессиональное обучение, дополняющее базовое образование, создает условия и объективные предпосылки для приобретения отдельных необходимых профессиональных качеств, интегрируемых в совокупное понятие качества. Отдельные качества, а вместе с ними и совокупное качество поддерживается на требуемом уровне на протяжении всей трудовой деятельности специалиста, причем поддерживается, развиваясь, т.е. трансформируясь и видоизменяясь на инновационной основе под воздействием непрерывных инновационных изменений в конкретной профессиональной сфере, в отраслях, в хозяйственном комплексе страны.
    Определенный уровень профессиональных качеств (как отдельных, так и совокупного), формируемый в процессе обучения и являющийся его результатом, отражается в качестве специалиста как особой социально-экономической категории. Концепция непрерывности, реализуемая за счет профессионального обучения, охватывающая всю трудовую жизнь специалиста, предполагает, что качество специалиста может и должно поддерживаться в актуальном состоянии, должно находиться в соответствии со сложившимися и прогнозируемыми тенденциями в отраслях и сферах деятельности, которые организуют в своих рамках систему НПО, признанного обеспечить их развитие кадрами специалистов.
    В попытках изложить суть НПО в концентрированном виде может быть найдено и взято за основу следующее краткое, но емкое определение – НПО есть система, функционирующая с целью постоянной поддержки качества специалиста, которое обеспечивается качеством обучения на всех стадиях НПО и во всех организациях, осуществляющих его. Данное определение НПО есть одна из его известных трактовок. В этой трактовке категория качества выступает как характеристика, способная сфокусировать процесс формирования и формулирования методологических принципов НПО, его идеологии, стратегии и механизмов управления. С ориентацией на обеспечение качества специалистов может быть выстроено целеполагание в организациях НПО, учитывающее методологические принципы управления качеством как одного из направлений современной науки управления, а также предполагающего возможность применения методического инструментария, агрегированного в этом направлении.

    Список использованной литературы

    1. Горбашко Е.А., Бонюшко Н.А., Курочкина А.Ю., Соколова Н.А. Модернизация системы обучения в СПбГУЭФ. Вып. 4. Разработка системы менеджмента качества образовательной деятельности вуза: методические рекомендации / под ред. Е.А. Горбашко. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004.
    2. Горшков М.К., Ключарев Г.А. Непрерывное образование в современном контексте: монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2017.
    3. Лобанов Н.А., Скворцов В.Н., Тучков А.И. Человеческий капитал в системе непрерывного образования. СПб.: Петрополис, 2006.
    4. Ломакина Т.Ю. Современный принцип развития непрерывного профессионального образования. М.: Наука, 2006.
    5. Мищенко Е.С., Пономарев С.В., Мищенко С.В. Прикладные аспекты систем менеджмента качества в учреждениях высшего образования: монография. Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВО «ТГТУ», 2016.
    6. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты. М.: МАКС Пресс, 2006.
    7. Непрерывное образование и потребность в нем / под ред. Г.А. Ключарева. М.: Наука, 2005.
    8. Непрерывное образование: методология, технологии, управление: колл. монография / под ред. Н.А. Лобанова, Л.Г. Титовой, В.В. Юдина. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018.
    9. Основы наукоемкой экономики (Знания–Креативность–Инновации) / под ред. И.А. Максимцева. М.: Креативная экономика, 2010.
    10. Семенова Л.М. Образовательные технологии в стратегических коммуникациях. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017.
    11. Субетто А.И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы, прогнозы (опыт мониторинга). СПб.–М.: Исслед. центр проблем качества подгот. cпециалистов, 2000.
    12. Управление качеством образования в высшей школе / под ред. Е.А. Горбашко. СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 2005.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2