ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Совершенствование работы центров электронного декларирования таможенных органов в современных условиях

Improving Performance of Electronic Declaration Centers of Customs Authorities in Today’s Environment



И.А. Гокинаева
I.A. Gokinaeva
gokinaeva_irina@mail.ru
доцент кафедры таможенного администрирования факультета таможенного администрирования и безопасности, Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат экономических наук
Senior lecturer, the Department of Customs Administration, the Faculty of Customs Administration and Security, the North-West Institute of Management of the Russian Presidential Academy of National economy and Public administration, PhD in Economics
Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • электронные таможни
  • центры электронного декларирования
  • таможенные органы
  • таможенное декларирование
  • Keywords:

  • electronic customs
  • electronic Declaration centers
  • customs authorities
  • customs Declaration
  • Переход к «цифровой» таможне осуществляется за счет полного реинжиниринга всех бизнес-процессов таможенного администрирования, в том числе реформирования таможенных органов Российской Федерации. Важную роль начинают играть вопросы, связанные с созданием в структуре таможенных органов Российской Федерации электронных таможен. В таких таможнях основным звеном выступают центры электронного декларирования, которые значительно повышают эффективность работы таможенных органов.
    В статье рассматриваются основные проблемы, связанные с функционированием центров электронного декларирования таможенных органов. Решение проблем, снижающих эффективность их функционирования, по мнению автора, позволит ускорить совершение таможенных операций, снизить коррупционные риски и повысить качество предоставления таможенных услуг.

    The transition to «digital» customs is carried out through complete re-engineering of customs administration related business process inter alia by reforming customs authorities of the Russian Federation. Important issues dealing with creation of electronic customs in the structure of the customs authorities of the Russian Federation are becoming to play a major role. In such customs offices, the key link is the electronic Declaration centers, which significantly increase the efficiency of customs authorities.
    The article focuses on the key issues associated with the functioning of electronic Declaration centers. According to the author, solving problems that badly affect customs operations will undoubtedly speed up the performance whereof, will reduce corruption risks and improve the quality of customs services.

    Обзор статьи

    Инициатива Федеральной таможенной службы (далее – ФТС) России по созданию и реализации «цифровой» таможни [1] направлена на замену бумажных таможенных процедур электронными операциями, а также противодействие коррупции, что способствует созданию более эффективной и современной таможенной среды в соответствии с новыми мировыми глобальными требованиями.
    ФТС России активно проводит мероприятия по переходу к системе электронных таможен, который должен завершиться к концу 2020 г. В рамках этой системы планируется реорганизация таможенных органов (далее – ТО) с учетом создания самих электронных таможен, а также центров электронного декларирования (далее – ЦЭД), таможенных постов (далее – т/п) и таможен фактического контроля.
    Согласно приказу ФТС России от 28.01.2020 г. № 95 с 8 апреля 2020 г. создана Северо-Западная электронная таможня (далее – СЗЭТ), подчиняющаяся Северо-Западному таможенному управлению (далее – СЗТУ) [2].
    Основная задача СЗЭТ – обеспечение и совершение таможенных операций при декларировании товаров исключительно в электронной форме.
    В 2020 г. в регионе деятельности СЗТУ действуют два ЦЭД: Балтийский т/п (ЦЭД) Балтийской таможни и Санкт-Петербургский т/п (ЦЭД) Санкт-Петербургской таможни. С 30 сентября 2020 г. Санкт-Петербургский т/п (ЦЭД) Санкт-Петербургской таможни будет входить в состав СЗЭТ [3].
    При реализации системы электронных таможен и деятельности ЦЭД выявляются проблемы обеспечения их эффективного функционирования.
    Так, проблемой является нарушение сроков выпуска товара по независящим от должностных лиц (ДЛ) ЦЭД причинам. ЦЭД функционирует в системе с приграничными т/п. В рамках технологии удалённого выпуска (далее – ТУВ) на приграничном т/п сверяются данные электронной декларации на товары (далее – ЭДТ) со сведениями, содержащимися в транспортных документах. Результаты проверки высылаются в ЦЭД. В отчете указывается информация о выявленных расхождениях, а также информация о признаках нарушения таможенного законодательства. После получения отчета с приграничного т/п должностное лицо ЦЭД осуществляет проверку ЭДТ. Выпуск товаров должен быть завершен не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации [4].
    Однако не всегда всё проходит в таком формате, зачастую приграничные т/п на второй рабочий день направляют акт таможенного досмотра (далее – АТД), где должностное лицо ЦЭД, в свою очередь, за полчаса до окончания работы должно провести сверку данных, предоставленных в АТД и в ЭДТ. В такой сложившейся ситуации ему приходится принимать решение о продлении срока выпуска из-за ограниченного времени.
    Следующая проблема – неинформативный отчёт о результатах сверки со стороны приграничного т/п. В рамках ТУВ срабатывает человеческий фактор, должностные лица приграничного т/п в результатах отчёта ввиду некомпетентности, недостаточного знания иностранного языка, как правило, допускают ошибки трактования документов, предоставляемых перевозчиком при фактическом контроле. Например, в товаросопроводительных документах указано, что провозят «клейкую ленту (скотч)». В акте сверки должностное лицо приграничного т/п указывает наименование товара «ducttape» на английском языке и выделяет это как ошибку в акте сверки. Также недостаточная осведомленность, в каких документах, предоставляемых перевозчиком, содержатся сведения о весе товара, позволяет должностным лицам в акте сверке не дополнять данную информацию, перекидывая отчасти эту задачу на должностных лиц ЦЭД. Факт некорректного составления АТД иногда пропускается ответственными лицами ЦЭД в силу большой их загруженности.

    Список использованной литературы

    1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 г. № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // Таможенный портал для участников ВЭД «Альтф-Софт». URL: https://www.alta.ru/tamdoc/20rs1388/ (дата обращения: 07.08.2020).
    2. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. URL: http://customs.gov.ru/(дата обращения: 01.08.2020).
    3. Приказ ФТС России от 28.01.2020 № 95 «О создании Северо-Западной электронной таможни». // Таможенный портал для участников ВЭД «Альтф-Софт». URL: https://www.alta.ru/tamdoc/20pr0095/(дата обращения: 07.08.2020).
    4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. М.: Проспект, 2018. 512 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2