ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Оценка качества дистанционного обучения на базе информационно-коммуникационных технологий в образовательных организациях

Assessment of Quality of Distance Learning in Educational Institutions based on ICT



Т.А. Блатова
В.В. Макаров
М.Г. Слуцкий
T.A. Blatova
V.V. Makarov
M.G. Slutskiy
nsnlon@gmail.com
akad.makarov@mail.ru
toero@yandex.ru
старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента инфокоммуникаций, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф.М.А. Бонч-Бруевича
зав. кафедрой экономики и менеджмента инфокоммуникаций, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, доктор экономических наук, профессор
доцент кафедры экономики и менеджмента инфокоммуникаций, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф.М.А. Бонч-Бруевича, кандидат экономических наук
senior teacher, the Department of Economics and Management of Information Communications, the Bonch-Bruevich St. Petersburg State University of Telecommunications, PhD in Economics
Head of the Department of Economics and Management of Information Communications, the Bonch-Bruevich St. Petersburg State University of Telecommunications, Doctor of Economics, professor
senior lecturer,the Department of Economics and Management of Information Communications, the Bonch-Bruevich St. Petersburg State University of Telecommunications, PhD in Economics
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • дистанционное обучение
  • качество образования
  • университеты
  • дистанционное образование
  • информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
  • образовательные организации
  • оценка качества
  • Keywords:

  • distance learning
  • quality of education
  • universities
  • distance education
  • information and communication technologies (ICT)
  • educational institutions
  • quality assessment
  • Развитие дистанционного обучения создает определенные проблемы для институциональной политики и стратегии университетов. Одной из таких проблем является вопрос о том, что понимать под качеством дистанционного образования, чтобы эта форма обучения могла быть включена в существующие системы управления качеством. В статье рассматриваются достоинства и недостатки дистанционной формы обучения, подходы к оценке и повышению качества дистанционного обучения.

    The development of distance learning creates certain problems for the institutional policy and strategy of universities. The problem of interpreting the quality of distance education to include this form of education in relevant quality management systems is one of them. We consider advantages and disadvantages of distance learning and look at the approaches to the assessment and improvement of the quality of distance education.

    Обзор статьи

    Введение
    Дистанционным обучением является форма обучения, при которой преподаватели и студенты физически разделены во время обучения и взаимодействуют с использованием различных технологий. В настоящее время дистанционное обучение стало неотъемлемой частью образовательного мира, причем с тенденцией к постоянному росту. Все большее число университетов предоставляет возможности для дистанционного обучения.
    Пионером в этой области является университет Финикса, основанный в Аризоне в 1976 г. и к первому десятилетию XXI в. ставший крупнейшим частным вузом в мире. На базе более чем 200 кампусов университета обучается более 300 000 студентов [11].
    Дистанционное обучение стало широко распространенным и растущим явлением, дающим огромный импульс к использованию информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в высших учебных заведениях.
    «ИКТ-отрасль охватывает разработку и производство телекоммуникационного и компьютерного оборудования, программного обеспечения, а также услуг по хранению, передаче и воспроизведению информации и данных» [6].
    Особенности дистанционного обучения
    Для описания феномена дистанционного обучения используются различные термины. Дистанционное обучение как деятельность студента и дистанционное обучение как деятельность преподавателя вместе составляют дистанционное образование. Распространенные варианты дистанционного обучения включают:
    - электронное обучение или онлайн-обучение, с использованием интернет-среды;
    - виртуальное обучение, проводимое вне аудитории и, как правило, с использованием Интернета;
    - открытое обучение (распространенная в Европе система обучения через «открытый» университет).
    Рассмотрим отличительные характеристики дистанционного обучения. Во-первых, дистанционное обучение не является самообучением, оно осуществляется университетами, которые имеют соответствующую аккредитацию. При этом университеты могут предлагать или не предлагать другие формы обучения (очное, очно-заочное).
    Во-вторых, дистанционному обучению присуще географическое разделение студентов и преподавателей, включая их нахождение в разных часовых поясах. Важными преимуществами этого способа обучения является его доступность и удобство. Хорошо разработанные и адаптированные программы дистанционного обучения также могут помочь преодолеть имеющиеся различия между учащимися, причем как интеллектуальные, так и социально-культурные.
    В-третьих, для взаимодействия студентов учебной группы между собой и с преподавателем используются интерактивные технологии. Безусловным лидером по использованию таких технологий является электронная почта, но традиционные формы связи также применяются на практике. Независимо от среды передачи информации для любой формы обучения важное значение имеет взаимодействие. И чем коммуникационные системы становятся более сложными, интеллектуальными и широкодоступными, тем взаимосвязи студентов, преподавателей и учебных ресурсов становятся менее зависимыми от физического расположения.
    В-четвертых, при дистанционном обучении, как и при очном или очно-заочном обучении, обязательно формируются учебные группы. Такие группы в дистанционном обучении называют «виртуальными учебными сообществами», идею создания которых активно продвигают социальные сети.

    Список использованной литературы

    1. Алексеев А. Л. [и др.]. Инновационные бизнес-модели в цифровой экономике и их конкурентные преимущества // Вопросы радиоэлектроники. 2018. №. 9. С. 99–104.
    2. Аюпова Л.И. Дистанционное обучение и российские реалии //Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2016. Т. 18. №. 9.
    3. Быстрова Н.В., Цветкова К.Д., Мурыгин Н.С. Технология дистанционного образования // Образование и наука в России и за рубежом. 2018. №. 11. С. 212–216.
    4. Дистант глазами студентов // МГИМО: [сайт]. URL: https://mgimo.ru/about/news/main/distant-students-poll/ (дата обращения: 08.04.2020).
    5. Курицына Г.В. Содержание и организация оценки качества дистанционного обучения в вузе: дис. … канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2015. 319 с.
    6. Макаров В.В., Блатова Т.А. Информационно-коммуникационные технологии как индикатор развития экономики знаний // Российский гуманитарный журнал. 2014. Т. 3. №. 4.
    7. Селиванов В.В. Исследование некоторых аспектов истории развития дистанционных технологий в образовании // Информационные системы и технологии в моделировании и управлении. Посвящается 75-летию ГПА: материалы IV Всероссийской науч.-практ. конф. (с международным участием) / отв. ред. К.А. Маковейчук. Ялта, 2019. С. 289–299.
    8. Шувал-Сергеева И.С., Блатова Т.А., Макаров В.В. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в организации: от оптимизации структуры до повышения конкурентоспособности // Радиопромышленность. 2017.Т. 27. №. 2. С. 101–106.
    9. Njenga J.K., Fourie L.C.H. The myths about e‐learning in higher education // British journal of educational technology. 2010. Т. 41. №. 2. Р. 199–212.
    10. Pekker P.L. Distance learning: the experience of Moscow universities // Man and education. 2015. Т. 2. №. 43. Р. 66–71.
    11. University of Phoenix в Соединенных Штатах // Hotcourses Russia: [сайт]. URL: https://www.hotcourses.ru/study/us-usa/school-college-university/university-of-phoenix/3330/international.html (дата обращения: 05.04.2020).
    12. Wagner N., Hassanein K., Head M. Computer use by older adults: A multi-disciplinary review // Computers in human behavior. 2010. Т. 26. №. 5. Р. 870–882.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2