ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF
ISSN 1995 - 1248
DOI 10.26163/GIEF
Влияние традиций романо-германской и англо-саксонской правовых систем на современное авторское право
Influence of Traditions of Romanic-Germanic and Anglo-Saxon Legal Systems on Modern Copyright
А.В. Мерзлякова |
|
Alla Merzlyakova |
|
allmer2010@yandex.ru |
|
доцент кафедры сервиса и технологий Тихвинского филиала ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики», кандидат экономических наук |
|
senior lecturer at the Department of Service and Technologies of Tikhvin Branch of St. Petersburg State University of Service and Economics, PhD in Economics |
|
г. Санкт-Петербург |
|
St. Petersburg |
|
Рассмотрены вопросы формирования авторского права в различных правовых системах современности, анализируется влияние традиций англо-саксонской и романо-германской правовых систем на современное понимание авторского права. Особое внимание уделяется рассмотрению такого основополагающего положения авторского права, как «собственность».
|
|
We research issues of establishing copyright in different modern legal systems and analyze the impact of the traditions of Romanic-Germanic and Anglo-Saxon legal systems on current understanding of copyright. Special attention is paid to considering ‘property’ as the basic concept of copyright.
|
Ключевые слова: |
Keywords: |
Обзор статьиАвторское право – один из древнейших элементов правового регулирования интеллектуальной собственности, нормы которого регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Исследователи-цивилисты авторское право рассматривают в качестве особого института гражданского права. Отличие института авторского права от каких-либо других состоит в том, что оно занимается правовым регулированием авторских отношений, связанных и с производством, и с обменом результатами умственной деятельности вне трудового процесса.
Современная доктрина авторского права имеет долгую историю формирования. Рассматривая природу данного явления, не сложно заметить, что наиболее спорным является вопрос, раскрывающий понятие «собственность» и определяющий сущность авторского права в целом. Такие дефиниции, как «интеллектуальная собственность», «духовная собственность», «литературная собственность», «художественная собственность», «промышленная собственность» и др., указывающие на объект правоотношений и объем правомочий собственника, на протяжении длительного периода являются источником возникновения теорий и направлений научной мысли авторского права в разных странах.
Рене Давид, специалист в области сравнительного правоведения, в результате классификации современных правовых систем выделил романо-германскую и англо-саксонскую правовые семьи [2]. Романо-германская правовая семья (правовые системы Франции, Германии и др.), возникшая на основе рецепции римского права, в качестве основного источника права определяет нормативный правовой акт. Право англо-саксонской правовой семьи основывается на принципе stare decisis (лат. «стоять на решенном»), где приоритетным является решение суда – судебный прецедент. К данной правовой семье относятся правовые системы Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Канады и др. Правовые системы современности имеют весьма значительные отличия норм авторского права.
Изначально авторское право возникло только на литературные произведения и выражалось в борьбе с литературным плагиатом, который рассматривался как проступок, позорящий честь гражданина. Но эти попытки носили эпизодический характер и были свойственны лишь некоторым древним цивилизациям.
Как известно, именно в Древней Греции литературное творчество, издательское дело и книготорговля достигли высокого уровня развития. Существовал процесс, при котором лично автором или писцами под его наблюдением изготавливался оригинал литературного произведения, с которого переписывались заказанные копии. Произведения могли переписываться всеми желающими без учета мнения автора, что вело к появлению искаженных версий произведения. В связи с этим возникла необходимость создания своего рода эталонов, позволявших не только сверять изготовленные копии, но и оберегать автора от плагиата. С этой целью оригиналы произведений, в первую очередь тексты драматических произведений – комедий и трагедий – передавались на хранение в публичные учреждения.
|
|
Список использованной литературы1. Гумовский А. Соавторство в авторском праве США // ИС. Авторское право и смежные права. 2012. № 4. С. 17–18. 2. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные проблемы современности. М.: Международные правовые отношения, 2009. 3. Липцик Д. Авторское право и смежные права = Droit d'auteur et droit voisins. / пер. с франц.; предисл. М.А. Федотова. М.: Ладомир; Изд-во ЮНЕСКО, 2002. 788 с. 4. Моргунова Е.А. Авторское право. М.: Норма, 2008. 288 с. 5. Сидорина Н. Авторское право в системе российского и немецкого права // ИС. Авторское право и смежные права. 2011. № 4. С. 64–71. |