ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Сравнительный анализ методов и подходов к оценке эффективности информатизации

Comparative Analysis of Methods and Approaches to Assessing Effectiveness of Informatization



О.А. Цуканова
А.И. Симонова
O.A. Tsukanova
A.I. Simonova
zoa1999@mail.ru
anastasia_simonova@list.ru
профессор факультета технологического менеджмента и инноваций ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики», доктор экономических наук, профессор
ассистент клиентского отдела ООО «Трафик Изобар»
professor, the Faculty of Technological Management and Innovations, St. Petersburg ITMO University, Doctor of Economics, professor
assistant, customer service department, Trafic Izbar
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
St. Petersburg
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • автоматизация
  • затратные методы оценки
  • информатизация
  • квалиметрические методы оценки
  • методы оценки прямого результата информатизации
  • методы оценки эффективности информатизации
  • оценка идеальности процесса
  • эффект от информатизации
  • Keywords:

  • automation
  • cost methods of assessment
  • informatization
  • qualimetry assessment methods
  • methods of assessment of direct result of informatization
  • methods of assessment of informatization effectiveness
  • evaluation of process perfection
  • informatization effect
  • В статье проведен анализ методов и подходов к оценке эффективности информатизации предприятия. Сегодня значительное количество хозяйствующих субъектов сталкивается с проблемой оценки эффекта от информатизации бизнес-процессов и определения уровня эффективности всего процесса в целом, при этом возникает проблема выбора адекватного метода и подхода для оценки. В статье выявлены и проанализированы основные группы методов оценки эффективности информатизации предприятия, раскрыта сущность каждого из них, уточнены особенности методов.

    We carry out the analysis of methods and approaches to assessing the effectiveness of business informatization. Currently a considerable amount of business entities is facing the problem of assessing the effect of business process informatization and determining the effectiveness of the process as a whole, so the issue of choosing a relevant method and approach to assessment arises. We distinguish and analyze the main groups of methods of assessing the effectiveness of business informatization, reveal the essence of each of them and specify their characteristics.

    Обзор статьи

    Введение
    В настоящее время на предприятиях различных отраслей внедрение информационных систем реализуется в виде проектов и программ, которые необходимо оценивать с точки зрения их количественной и качественной эффективности. Для получения общего понятия об эффективности проекта возможно применение общепринятых методов и подходов, но для выявления более точных результатов следует использовать специальные методы оценки эффективности информатизации. При этом возникает проблема выбора конкретной методики для оценки результативности информатизации, наиболее подходящей для хозяйствующего субъекта и внедряемого информационного продукта.
    Методы и подходы к оценке эффективности информатизации
    Показатель эффективности представляет собой соотношение эффекта и затрат для его достижения. Эффект – результат, получаемый при разработке и/или внедрении программного продукта на предприятии; затраты – расходы на разработку и/или приобретение программного обеспечения, установку и адаптацию, сопровождение и поддержку оборудования в течение определенного периода, на оплату труда сотрудникам, привлеченным к работе с внедряемой информационной системой, расходы на оборотные средства. Однако зачастую определить прямой эффект от внедрения и обновления информационных систем (ИС) затруднительно в краткосрочном периоде времени, часто с экономической точки зрения данный показатель может быть отрицательным.
    В настоящее время существуют специальные методы и подходы, которые используются для оценки эффективности информатизации предприятия, к которым следует отнести: затратные методы, методы оценки прямого результата, методы, оценивающие идеальность процесса, квалиметрические методы [1].
    Затратные методы оценивают и сравнивают аналогичные внедряемые информационные ресурсы с точки зрения затрат на их приобретение, установку и использование в течение нормативного срока эксплуатации. Данный подход к оценке информационных систем целесообразно использовать, когда не представляется возможным объективно оценить результат от использования системы или когда необходимо не превысить выделяемый для информатизации и автоматизации бюджет организации.
    Затратные методы могут быть следующих видов: метод совокупной стоимости владения (Total Cost of Ownership – TCO) подразумевает расчет и оценку всех затрат, связанных с внедрением и эксплуатацией системы за период ее жизненного цикла; котловой метод основан на определении в зависимости от размера предприятия и результатов его хозяйственной деятельности уровня затрат для разработки и/или приобретения информационных систем, в том числе включая затраты на внедрение и сопровождение программного продукта; метод функциональных точек используется для оценки эффективности информатизации в зависимости от требований пользователей, набора выполняемых системой функций, индивидуальных запросов потребителей. Требования, предъявляемые к информационной системе, оцениваются по шкале необходимости для пользователя, каждое из которых моделируется как вектор (функциональная точка) в многомерном пространстве [5].
    Методы оценки прямого результата оценивают конкретный результат, ожидаемый от внедрения и эксплуатации системы: рост выручки, рост прибыли, снижение затрат по отдельным статьям, размер упущенной выгоды (в случае отсутствия данной ИС на предприятии) и другие результаты.

    Список использованной литературы

    1. Александров Д.В. [и др.]. Методы и модели информационного менеджмента / под ред. А.В. Кострова. М.: Финансы и статистика, 2007. 336 с.
    2. Архипенков С.В. Лекции по управлению программными проектами. 2009. URL: http://citforum.ru/SE/project/arkhipenkov_lectures/12.shtml (дата обращения: 12.02.2020).
    3. Бунова Е.В., Буслаева О.С. Оценка эффективности внедрения информационных систем. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-effektivnosti-vnedreniya-informatsionnyh-sistem/viewer (дата обращения: 12.02.2020).
    4. Ерина Е.С., Короткова Н.Н. Исследование методов и комплексов эффективности процессов обслуживания пользователей корпоративной информационной системы. URL: https://novainfo.ru/article/10828 (дата обращения: 12.02.2020).
    5. Погорелов В.С. Методы оценки эффективности внедрения информационных систем: [сайт]. URL: https://elibrary.ru/ip_restricted.asp?rpage=https%3A%2F%2Felibrary%2Eru%2Fitem%2Easp%3Fid%3D21648815 (дата обращения: 12.02.2020).
    6. Субботина К.Е. Внедрение корпоративных информационных систем // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине: сб. науч трудов Международ. конф. с международным участием, 29 апреля – 2 мая 2014 г. В 2 ч. Томск: Изд-во ТПУ, 2014. Ч. 2. C. 181–184.
    7. Цуканова О.А., Смирнов С.Б. Теоретико-методические положения экономики информации: научная монография. СПб.: Студия «НП-Принт», 2014. 148 с.

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2