ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Управление мотивацией деятельности научно-педагогических кадров в образовательных организациях высшей школы

Managing Motivation of Academic and Teaching Staff in Institutions of Higher Education



И.Н. Рогова
В.В. Андронатий
I.N. Rogova
V.V. Andronatiy
irina_ltd@mail.ru
andronatij@rambler.ru
доцент кафедры менеджмента, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, г. Гатчина; доцент кафедры международного бизнеса, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, кандидат экономических наук, доцент
доцент кафедры управления социальными и экономическими процессами, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, кандидат педагогических наук, доцент
senior lecturer, the Department of Management, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, Gatchina; senior lecturer, the Department of International Business, St. Petersburg State University of Economics, St. Petersburg, PhD in Economics, associate professor
senior lecturer, the Department of Management of Social and Economic Processes, State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, PhD in Pedagogics, associate professor
Санкт-Петербург
Гатчина
St. Petersburg
Gatchina

Ключевые слова:

  • высшая школа
  • профессорско-преподавательский состав (ППС)
  • вузовская наука
  • научно-исследовательская деятельность ППС
  • управление мотивацией ППС
  • публикационная активность ППС
  • Skopus
  • Web of Science
  • Keywords:

  • higher school
  • academic and teaching staff
  • higher school science
  • scientific research of academic and teaching staff
  • management of motivation of academic and teaching staff
  • publication activity of academic and teaching staff
  • Skopus
  • Web of Science
  • Рассмотрены проблемные зоны в управлении мотивацией деятельности научно-педагогических кадров российских вузов с 1990-х гг. до настоящего времени. Выявлены и описаны причины низкой мотивации научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава (ППС) российских вузов. Особое внимание обращено на противоречие между отсутствием бесплатного доступа преподавателей подавляющего большинства российских вузов к информационным ресурсам международных наукометрических баз Skopus, Web of Science и формализованной оценкой результатов их научно-исследовательской деятельности.

    We consider mistakes in managing the motivation of academic and teaching staff of Russian higher school since 1990s to present day. We reveal and describe the reasons for low motivation of academic and teaching staff as far as scientific research is concerned. Special attention is paid to the contradiction between the absence of free access of teachers in most Russian institutions of higher education to information resources of international scientometrical bases Scopus and Web of Science and the formalized assessment system of scientific research results.

    Обзор статьи

    Два прошедших десятилетия XXI в. принесли с собой ряд глубоких изменений и фундаментальных трансформаций, затрагивающих все сферы экономики, общественной жизни и деятельности современных людей, включая науку и образование. Эти трансформации связаны как с кардинальными переменами в государстве и системе управления, так и с инновациями, которые привнесла в повседневную жизнь стремительно ускоряющаяся в последние годы цифровизация общества. Все это оказало непосредственное влияние на высшую школу, которая является неотъемлемой и важнейшей частью российского общества, и повлияло на мотивацию труда профессорско-преподавательского состава (далее – ППС) и управление данным процессом как со стороны руководителей вузов, так и со стороны руководителей системы высшего образования и науки в целом.
    Интересно проследить, как менялся процесс управления мотивацией труда ППС во времени, начиная с советских времён. Вспомним, что в Советском Союзе была выстроена четкая система, при которой на каждой кафедре любого вуза в обязательном порядке для одного из докторов наук имелась должность профессора, который должен был заниматься научной и профессиональной подготовкой «следующего поколения» коллег, представленного доцентами и кандидатами наук. А они, в свою очередь, занимались научной и учебно-методической подготовкой преподавателей, ассистентов кафедры и аспирантов, занимались развитием научно-исследовательской работы (НИР) наиболее талантливых студентов. При этом на эту важнейшую для развития вузовской науки деятельность выделялись специальные оплачиваемые часы в общей нагрузке работников кафедры. Это служило действенным инструментом управления мотивацией научной деятельностью ППС, причём данный механизм был органично встроен в саму систему функционирования высшей школы, являлся её частью и оказывал существенное влияние на успешное развитие вузовской науки. Кроме того, стимулирование ППС к участию в научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках (далее – НИОКР) мотивировалось их привлечением к выполнению кафедрой внешних заказов по хоздоговорам, которые хорошо оплачивались и давали заметную прибавку к зарплате.
    Большое число фундаментальных исследований, открытий и изобретений отечественной науки берет своё начало в кафедральных научно-исследовательских разработках университетов советского времени. Вспомним, кстати, что диссертации по результатам НИОКР в советское время защищались бесплатно. Таким образом, сама система функционирования высшей школы была построена так, что её основные субъекты (профессора, доценты, преподаватели, аспиранты) были мотивированы на активные занятия научной деятельностью, а также на обеспечение эффективности и преемственности НИОКР своих кафедр. И какие-то дополнительные механизмы «управления мотивацией» труда ППС были просто не нужны.
    Как результат, университетская наука неуклонно развивалась, периодически в неё вливались новые молодые талантливые кадры, т.е. это была самовоспроизводящаяся система, которая прекрасно функционировала и приносила неоценимую помощь своей стране. И, что интересно, это происходило без каких-либо дополнительных мер со стороны чиновников и органов управления образованием по стимулированию талантливой молодёжи к занятию наукой, ведь научная деятельность и преподавание в вузе в те годы пользовались высоким авторитетом в обществе.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019 г.) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. 31 декабря. № 53 (ч. 1).Ст. 7598.
    2. Воробьева И.Н. Особенности системы мотивации трудовой деятельности преподавателя высшей школы. URL: www.gramota.net/materials/3/2015/12-2/14.html (дата обращения: 02.03.2019).
    3. Короновский А.А., Стриханов М.Н., Трубецков Д.И., Храмов А.Е. Анализ и прогноз тенденций изменения научно-педагогического потенциала профессорско-преподавательского состава высшей школы России // Науковедение. 2002. № 2. С. 82.
    4. Резник С.Д., Джевицкая Е.С. Опыт отбора и продвижения научно-педагогических кадров в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12. Ч. 3. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/41593 (дата обращения: 25.03.2019).
    5. Российский статистический ежегодник–2019 (на русском и английском языках) / Russian statistical year book. 2019 (in Russian and English) // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b1713/Main.htm (дата обращения: 25.03.2019).
    6. Сапегина С.Г., Кукликов М.Л. Оценка мотивов трудовой деятельности и условий труда преподавателей высшей школы г. Екатеринбурга // Фундаментальные исследования. 2017.№ 10.С. 392–398.
    7. Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. URL: https://gks.ru/folder/14477 (дата обращения 25.03.2020).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2