ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Ранжирование образовательных организаций высшего образования по рейтингу в условиях формирования научно-образовательного пространства

Ranking of Higher Education Institutions in Creating Scientific-Educational Space



М.А. Лоскутова
M.A. Loskutova
loskutovamaya@gmail.com
преподаватель кафедры менеджмента, Санкт-Петербургский филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ»
teacher, the Department of Management, St. Petersburg Branch of Financial University under the Government of the Russian Federation
Санкт-Петербург
St. Petersburg

Ключевые слова:

  • международные рейтинги университетов
  • национальный рейтинг вузов
  • конкурентоспособность образовательных организаций
  • стратегия развития вузов
  • бизнес-партнеры
  • консалтинговые фирмы
  • научно-образовательное пространство
  • научно-образовательные центры
  • Keywords:

  • international rankings of universities
  • national ranking of universities
  • competitiveness of educational institutions
  • development strategy of higher education institutions
  • business partners
  • consulting firms
  • scientific and educational space
  • scientific and educational centers
  • Ранжирование отечественных вузов по рейтингу было инициировано в нашей стране в 2012 г. В 2014 г. Президентом РФ была отмечена необходимость в создании отечественного рейтинга вузов. В настоящее время предпосылками участия в международных рейтингах отечественных университетов на уровне государства является создание единых условий для конкуренции и рост конкурентоспособности вузов. В 2020 г. заканчивается действие Проекта 5-100, реализация которого продолжится в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы». При этом особое внимание стало уделяться стратегии развития отечественных вузов и их взаимодействию с создаваемыми научно-образовательными центрами и партнерами в бизнесе.

    Ranking of Russian institutions of higher education was initiated in our country in 2012. In 2014, the President of the Russian Federation stressed the need to make a national rating of the institutions of higher education. Currently creating conditions for competition and growing competitiveness of higher education institutions are the prerequisites for the participation of Russian universities in international rankings. In 2020, the project 5-100 is coming to the end; its implementation will be continued within the federal project Young Professionals. Special attention is now paid to the development strategy of Russian higher education institutions and their cooperation with currently established centers for scientific research and education as well as business partners.

    Обзор статьи

    Проблемой современного развития образования, на наш взгляд, становится не только отсутствие согласованности мер на уровне государства между образовательными организациями разного уровня образования, но и невозможность одновременно решать задачи по вхождению в ТОП международных рейтингов университетов и формированию национального рейтинга вузов.
    Так, в 2012 г. Президентом страны В.В. Путиным был подписан Указ, согласно которому к 2020 г. вузы России должны попасть в ТОП-100 одного из трех глобальных университетских рейтингов [3]. Данный Указ лег в основу разработки национального «Проекта 5-100». Проект включает в себя не только образовательные, но также административные и финансовые меры, которые в комплексе их реализации должны обеспечить рост конкурентоспособности российских вузов при создании для них равных возможностей для конкуренции. Уточним, что Указом не конкретизируются рейтинги, попадание в которые рассматривается как приоритетная задача для российских вузов. Тем не менее, прежде всего речь идет о таких трех рейтингах, различных по используемым ими критериям, как Шанхайский, QS и THE. Так, Шанхайский рейтинг учитывает количество лауреатов Нобелевской или Филдсовской премии в вузе и количество статей в самых известных научных журналах мира – «Nature» и «Science». Участие в нем для российских вузов будет осложнено именно этими из критериев. Последние два рейтинга характеризуется базированием на наукометрической базе Scopusи Web of Science, что делает их более доступными для национальных вузов. Кроме того, следует отметить, что рейтинг QS в большей степени ориентирован на студентов, а рейтинг THE – на научно-исследовательскую репутацию [9], что также необходимо учитывать каждому из вузов – участнику проекта 5-100. Однако порог попадания в ТОП этих рейтингов свидетельствует о важности не только качественных, но и количественных показателей деятельности педагогов. Так, согласно [9], что для того, чтобы войти в первую 1000 университетов рейтингов QS и THE, преподаватели, работающие в вузе, должны иметь минимум 1000 публикаций в Scopus [8].
    Сама по себе система отбора отечественных университетов для участия в проекте 5-100 базировалась на выборе 15 вузов для интенсивного развития, пул которых впоследствии был расширен до 21. При этом, университеты, имеющие особый статус, – МГУ и СПбГУ, – в программу не вошли [3]. Такой подход, на наш взгляд, вряд ли можно охарактеризовать как создание равных условий для всех участников рынка образовательных услуг прежде всего потому, что в проекте участвуют только высшие учебные заведения и, кроме того, деятельность участников проекта связывается с рейтингами международных университетов. Следовательно, участие в проекте 5-100 становится неотъемлемым условием для возможности попадания в международные рейтинги университетов [4]. Отметим, при этом, что сам проект предусматривает дополнительное финансирование вузов. Так, первоначально планировалось выделить 10,5 млрд руб. 2014 г. и по 12 млрд и 12,5 млрд руб. в 2015 и 2016 гг. [7]. В [6] приводятся данные, согласно которым с 2013 по 2016 гг. из федерального бюджета было выделено 41,25 млрд руб. без учета ежегодного финансирования с 2016 по 2020 гг. ведущих университетов в 14,5 млрд руб. ежегодно. Указанные средства, безусловно, можно рассматривать как дополнительный стимул для попадания вузов в Проект. В [6] отмечается, что, например, для ВШЭ участие в Проекте позволяет привлечь дополнительно не более 25% бюджета вуза, тогда как для региональных вузов этот показатель может быть более значительным.

    Список использованной литературы

    1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р // Правительство России: [сайт]. URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdfo/ru/fano/proekt-5-100-v-ozhidanii-28102019 (дата обращения: 22.01.2020).
    2. Проект 5-100: в ожидании «перезагрузки». URL: http://www.sib-science.inf (дата обращения: 22.01.2020).
    3. Баган В. Непроходной балл: почему российские вузы далеки от вершин рейтингов // РБК: [сайт]. URL: https://www.rbc.ru/opinions/society/06/09/2016/57cea00b9a79472b6e4953fe (дата обращения: 22.01.2020).
    4. Бикезина Т.В., Фирова И.П., Сиденко И.К., Редькина Т.М. Актуальные аспекты рейтингования вузов и формирование вертикали оценочной базы. СПб., 2019.
    5. Научно-образовательные центры мирового уровня: [сайт]. URL: ноц.рф (дата обращения: 22.01.2020).
    6. Подцероб М. Почему российские вузы не поднимаются высоко в международных рейтингах // Ведомости. 2017. 17 октября. URL: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2017/10/17/738144-vuzi-ne-podnimayutsya (дата обращения: 22.01.2020).
    7. Свистунова В. Почему ведущие российские вузы не могут пробиться в первую сотню мирового рейтинга // Деловой Петербург: [сайт]. URL: https://m.dp.ru/a/2015/09/15/Pochemu_SPbGU_i_MGU_ne_mog (дата обращения: 22.01.2020).
    8. Фирова И.П., Редькина Т.М., Соломонова В.Н. Формирование системы профессионального образования // Парадигмальные стратегии науки и практики в условиях формирования устойчивой бизнес-модели России: сб. науч. статей по итогам Национальной науч.-практ. конф. СПб., 2019. С. 156–158.
    9. Якорева А. Проплаченные статьи и псевдоконференции: как вузы пытаются повысить свои рейтинги // Ведомости. 2019. 9 сентября. [сайт]. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/09/09/810746-proplachennie-stati-i-psevdokonferentsii-kak-vuzi-pitayutsya-povisit-svoi-reitingi (дата обращения: 22.01.2020).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2