ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Криминологические критерии оценки эффективности мер индивидуальной профилактики преступного поведения

Criminological Criteria for Evaluation of Efficiency of Criminal Conduct Individual Prevention Measures



А.В. Петровский
A.V. Petrovskiy
Anton-Petrovski@yandex.ru
доцент кафедры уголовного права и криминологии, Кубанский государственный университет, кандидат юридических наук, доцент
Senior Lecturer, the Department of Criminal Law and Criminology, Kuban State University, PhD in Law, Associate Professor
Краснодар
Krasnodar

Ключевые слова:

  • профилактика
  • правоохранительная деятельность
  • преступное поведение
  • криминологические нормы
  • эффективность
  • мониторинг криминогенных детерминантов
  • Keywords:

  • prevention
  • law enforcement activities
  • criminal conduct
  • criminological statutory regulations
  • efficiency
  • monitoring crime determinants
  • В статье рассматривается актуальная проблема – конкретизация критериев эффективности оценки мер профилактики противоправного и антиобщественного поведения граждан. В 2016 г. Правительство РФ установило ответственность органов власти по определению результативности превентивной деятельности и по мониторингу причин и условий правонарушений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Однако до настоящего времени указанная деятельность не ведется, необходимая информация на официальных сайтах правоохранительных органов, администраций субъектов и муниципальных учреждений отсутствует. Автором предпринята попытка определить необходимый перечень критериев оценки эффективности профилактических мер и внесено предложение по возложению части обязанностей по мониторингу криминогенных детерминантов на высшие учебные заведения.

    The article deals with the relevant issue of specifying criteria for evaluation of the efficiency of preventive measures taken with regard to addressing unlawful conduct and anti-social behavior of citizens. In 2016, the Government of the Russian Federation compelled authorities to keep control over implementation and evaluation of the preventive activities as well as to monitor reasons and conditions that could cause wrongdoings at the federal, regional and municipal levels. However, this activity has thus far not been carried out, the necessary information is not available on the official websites of law enforcement agencies, administrations of constituent entities and municipal institutions. The author made an attempt to determine the necessary list of criteria for evaluating the effectiveness of preventive measures and made a proposal to assign some of the responsibilities for monitoring crime determinants to higher education establishments.

    Обзор статьи

    В России формируется превентивное законодательство, появляются органы и учреждения, для которых профилактика правонарушений является основным направлением деятельности. Поэтому в настоящее время актуальность приобретают вопросы оценки эффективности криминологического противодействия преступному поведению. И если полезность профилактического воздействия уголовного законодательства в целом и наказания в частности анализируется и изучается учеными, то анализу продуктивности мер превентивного воздействия должного внимания не уделяется [3; 4, с. 589–592; 9, с. 64–74; 10, с. 26–29].
    Обобщая научные публикации, оценочными критериями, позволяющими выяснить эффективность предупредительного воздействия норм уголовного кодекса, являются следующие эмпирические данные: 1) об объеме зарегистрированной преступности; 2) об уровне и величине преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления; 3) о числе лиц, впервые совершивших преступление; 4) о количестве убийств с покушениями; 5) о количестве квалифицированных преступлений против собственности. Результативность норм уголовного наказания в целом зависит от государственной политики, которая должна совмещать кару и ресоциализацию, неотвратимость и разумность репрессии [6, с. 172–179; 7, с. 53–57].
    Несколько иная ситуация с оценкой продуктивности и результативности индивидуальной криминологической профилактики преступного поведения. В своей работе А.Э. Жалинский всеобщим критерием эффективности профилактики преступности признавал снижение уровня преступности, а вспомогательными – уровень правомерного поведения лиц, охваченных индивидуальной профилактикой; охват индивидуальной профилактикой; показатели своевременности использования профилактической информации субъектами; состояние преступности на объектах, на которых ведется профилактическая работа; интенсивность профилактической работы [8, с. 87]. Ученые, рассматривающие вопросы специальной криминологической превенции, предлагают к критериям оценки ее эффективности отнести результативность и продуктивность системы уголовного судопроизводства, общей превенции и показатели снижения возможности лица совершить преступление [13, с. 418–423]. Однако в работах преобладают оценочные признаки результативности криминологических мер предупреждения преступного поведения, основанные на опыте пенитенциарной профилактики [2, с. 40–45; 12, с. 108–112].
    Некоторые аспекты эффективности правоохранительной деятельности можно установить с помощью анкетирования. Такое мероприятие проводилось студентами Кубанского государственного университета в ноябре–декабре 2019 г. Было опрошено 267 жителей города Краснодара в возрасте 18–65 лет, из которых 45% (122) – мужчины и 54% (145) – женщины.
    Результаты проведенного исследования показали, что 26% опрошенных позитивно относятся к полиции, 28% – нейтрально, 45% – негативно; 3,2% респондентов указали в анкете, что в течение последних 5 лет к ним со стороны сотрудников полиции незаконно применялась физическая сила, а к 16,6% – психическое насилие в виде угроз, оскорблений, принуждения. Сталкивались с незаконными действиями со стороны сотрудников полиции 33%, однако 31% интервьюированных считает, что полиция действует в рамках закона и выполняет свои обязанности. Работу органов внутренних дел оценивают неудовлетворительно 27%, но 20,8% опрошенных оказались удовлетворены принятыми сотрудниками полиции по их заявлению (сообщению) мерами, 78,7% (!) опрошенных не знают, кто у них участковый инспектор полиции, 37,7% указали, что не видели по месту своего проживания (микрорайоне) полицейские патрули в течение 3 месяцев.

    Список использованной литературы

    1. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. № 1564 «О проведении субъектами профилактики правонарушений мониторинга в сфере профилактики правонарушений в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2017. 9 января. № 2 (ч. 2). Ст. 392.
    2. Артемьев Н.С. Критерии эффективности работы сотрудников уголовно-исполнительной системы по профилактике пенитенциарной преступности // Уголовно-исполнительное право. 2010. № 1. С. 40–45.
    3. Бытько С.Ю. Эффективность предупредительного воздействия уголовного наказания на преступность: теоретический и прикладной аспекты: автореф. … д-ра юрид. наук. Саратов, 2018. 44 с.
    4. Бурлаков В.Н. Возмещение ущерба, причиненного обществу преступной деятельностью, – эффективный способ предупреждения преступлений // Уголовное право: стратегия развития в XXI в.: материалы XVII Международ. науч.-практ. конф. М., 2020. С. 589–592.
    5. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы за 2018 г. «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» // Министерство внутренних дел Российской Федерации: [сайт]. URL: https://mvd.ru/upload/site1/folder_page/001/869/963/Godovoy_otchet_za_2018_OOP_i_PP.pdf (дата обращения: 12.12.2019).
    6. Гуринская А.Л. Англо-американская модель предупреждения преступности: критический анализ: монография. СПб., 2018. 400 с.
    7. Дикаева М.С. Уголовное наказание в России и зарубежных странах: криминологический анализ: монография. М., 2017. 216 с.
    8. Жалинский А.Э. Теоретические проблемы профилактики преступлений: автореф. … д-ра юрид. наук. М., 1980 // Российский криминологический взгляд. 2007. № 4. С. 69–98.
    9. Милюков С.Ф. Лжедемократизм российской уголовно-правовой политики // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2014. № 1. С. 64–74.
    10. Милюков С.Ф. Карательно-превентивный потенциал уголовного наказания далеко не исчерпан // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2017. № 2. С. 26–29.
    11. Мелешко Н.П. Криминологические проблемы исследования преступности и организации борьбы с ней в современной России // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2010. № 2 (19). С. 12–16.
    12. Некрасов А.П. Эффективность мероприятий по профилактике рецидивной преступности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2005. № 1 (25). С. 108–112.
    13. Разогреева А.М. Безопасность как конечная цель и прагматическое содержание уголовного наказания // Уголовное право: стратегия развития в XXI в.: материалы XVII Международ. науч.-практ. конф. М., 2020. С. 418–423.
    14. Сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: http://crimestat.ru/offenses_map (дата обращения: 12.12.2019).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2