ISSN 1995-1248
DOI 10.26163/GIEF

Оптимизация пенсионной системы РФ в рамках ее эволюции

Optimization of Pension System of Russian Federation as Part of its Evolution



Е.А. Хромов
E.A. Khromov
eah01@bk.ru
доцент кафедры социально-экономического образования и философии, БУ ВО «Сургутский государственный педагогический университет», кандидат исторических наук
senior lecturer, the Department of Socio-Economic Education and Philosophy, Surgut State Pedagogical University, PhD in History
Сургут
Surgut

Ключевые слова:

  • дефицит пенсионного бюджета
  • индивидуальный пенсионный капитал
  • коэффициент замещения
  • пенсионная модель
  • пенсионная реформа
  • пенсионная система
  • пенсионная формула
  • пенсионное страхование
  • пенсионный возраст
  • Пенсионный фонд
  • реформирование пенсионной системы
  • Keywords:

  • pension budget deficit
  • individual pension capital
  • replacement coefficient
  • pension model
  • pension reform
  • pension system
  • pension formula
  • pension insurance
  • retirement age
  • Pension Fund
  • pension system reform
  • Статья носит обзорный характер и посвящена выявлению особенностей оптимизации пенсионной системы РФ в ходе ее эволюции. В значительной степени актуальность темы связана с систематическими попытками правительства страны реформировать пенсионную систему за счет перераспределения основного объема ответственности за будущую пенсию в пользу граждан страны. Этим объясняется увеличение значимости накопительных и страховых принципов в пенсионной системе в ущерб распределительным. В статье отмечается, что предпринимаемые правительством страны на протяжении десятилетий меры по оптимизации пенсионной системы заключались в изменении отдельных параметров пенсионной модели. Это не могло привести к положительным изменениям, т. к. было необходимо изменить саму систему. К радикальным реформам власти страны были вынуждены прибегнуть в связи со значительным увеличением дефицита пенсионного бюджета, вызванным рядом факторов, которые в будущем будут оказывать негативное влияние на устойчивость пенсионной системы страны. Автором сделан вывод, что пенсионная реформа, главным образом, направлена на снижение пенсионного дефицита, но в долгосрочном периоде не приведет к значительному росту реального размера пенсий. Для оптимизации пенсионной системы необходимо изменить структуру экономики, сформировать доверие граждан к пенсионной системе и накопительным инструментам накопительного пенсионного страхования.

    The research represents an overview and is devoted to identifying the features of optimizing the pension system of the Russian Federation in the course of its evolution. Largely, the relevance of the topic is related to the systematic attempts of the national government to reform the pension system by moving the main burden of responsibility for future pensions on citizens. This explains the increasing significance of accumulative and insurance principles in the pension system to the detriment of distributive ones. We stress the fact that the measures taken by the government to optimize the pension system consisted in changing certain parameters of the pension model. This could not lead to positive dynamics, as the system itself needed reforming. The country's authorities were forced to resort to radical reforms due to a significant increase in the pension budget deficit. It was caused by a number of factors that will negatively impact the stability of the national pension system in the future. We make a conclusion that the pension reform mainly aimed at reducing the pension deficit in the long term will not lead to a significant increase in the real size of pensions. To optimize the pension system it is necessary to change the economy structure and to build public confidence in the pension system and accumulative pension insurance tools.

    Обзор статьи

    Актуальность работы обусловлена высокой значимостью создания в стране оптимальной пенсионной системы, которая будет способствовать увеличению уровня жизни пенсионеров и снижению социального напряжения в целом. Реализация новых мер реформы пенсионной системы: поэтапное увеличение пенсионного возраста с 2019 г., введение индивидуального пенсионного капитала (далее – ИПК) – требует проведения анализа причин введения новых мер по оптимизации системы и их эффективности.
    В настоящее время проблемам пенсионной системы России посвящены многочисленные научные труды отечественных ученых. К отечественным исследователям необходимо отнести таких известных ученых, как Ю.М. Горлин [5], Е.Т. Гурвич [7], В.Ю. Ляшок [5], Т.Г. Омельчук [15], О.В. Синявская [14; 15], А.И. Федотов [17] и другие. «Пенсионная система» трактуется в проекте ФЗ РФ № 24384-3 «Об основах пенсионной системы в Российской Федерации» как совокупность социальных, правовых и экономических отношений и институтов, установленных с целью материального обеспечение граждан в старости, в случаях наступления инвалидности, потери кормильца и по иным основаниям, установленным законодательством [2]. Информационно-эмпирическую базу исследования составляют данные Федеральной службы государственной статистики, МВФ, ОЭСР, МОТ, Пенсионного фонда Российской Федерации, а также Федеральные законы, затрагивающие вопросы организации пенсионного обеспечения.
    Процесс непрерывного реформирования на протяжении длительного времени отечественной пенсионной системы обуславливает необходимость выявления и анализа не только причин оптимизации пенсионной системы, но и эффективности предлагаемых и реализуемых мер.
    В работе поставлена цель – выявить особенности оптимизации пенсионной системы РФ в ходе ее эволюции. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
    - определить причины увеличения значимости накопительных и страховых принципов в отечественной пенсионной системе;
    - выявить факторы, оказывающие негативное влияние на устойчивость пенсионной системы страны;
    - проанализировать эффективность мер по оптимизации отечественной пенсионной системы.
    Выполнение поставленных задач позволит определить факторы, которые в будущем могут оказывать негативное влияние на устойчивость пенсионной системы страны.
    В работе в качестве методов исследования применялись методы статистического анализа, графического представления данных. Использовался системный подход для изучения отдельных элементов пенсионной системы.
    Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности определить причины неэффективности пенсионной системы на протяжении длительного времени ее эволюции, а также использования полученных выводов для повышения правовой грамотности населения в области страхования пенсионных рисков.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 02.12.2019 г. № 383-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Проект Федерального закона № 24384-3 «Об основах пенсионной системы в Российской Федерации». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. Бюро цензов CIF: [сайт]. URL: http://www.census.gov/ipc/www/idb/ (дата обращения: 17.03.2020).
    4. Варианты прогноза продолжительности численности населения РФ до 2036 г. (млн чел.) // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/progn3a.xls.(дата обращения: 19.03.2020).
    5. Горлин Ю.М., Карцева М.А., Ляшок В.Ю. Влияние повышения пенсионного возраста на уровень бедности населения РФ: микросимуляционный анализ // Прикладная эконометрика. 2019. Т. 54. С. 26–50.
    6. Гостева Е. Восемь лет заморозки: сколько не будет накопительных пенсий // Газета.ru: [сайт]. URL: https://www.gazeta.ru/business/2019/07/15/12501349 (дата обращения: 20.03.2020).
    7. Гурвич Е.Т. Развилки пенсионной реформы: российский и международный опыт // Вопросы экономики. 2019. № 9. С. 5–39.
    8. Ломская Т., Базанова Е. Минфин оценил эффект для бюджета от повышения пенсионного возраста и НДС // Ведомости. 2018. 8 июля: [сайт]. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/07/08/774911-effekt-pensionnogo-vozrasta (дата обращения: 19.03.2020).
    9. Маркелов Р. Минфин и ЦБ представили новую систему пенсионных накоплений // Российская газета. 2019. 29 октября: [сайт]. URL: https://rg.ru/2019/10/29/minfin-i-cb-predstavili-novuiu-sistemu-pensionnyh-nakoplenij.html (дата обращения: 17.03.2020).
    10. Метелица Е. Пенсионная формула поссорила экспертов // РБК: [сайт]. URL: http://rbcdaily.ru/finance/562949988224743 (дата обращения: 15.03.2020).
    11. Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов // Центральный банк Российской Федерации: [сайт]. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/73708/rewiew_npf_19Q1.pdf (дата обращения: 20.03.2020).
    12. Основные социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/06-17.htm (дата обращения: 19.03.2020).
    13. Отдел народонаселения ООН – UN Population Division World Population Prospects The 2020 Revision. URL: https://www.un.org/en/development/desa/population/index.asp (дата обращения: 19.03.2020).
    14. Синявская О.В. Российская пенсионная система в контексте демографических вызовов и ограничений // Экономический журнал ВШЭ. 2017. Т. 21. № 4. С. 562–591.
    15. Синявская О.В., Омельчук Т.Г. Последствия демографического старения для пенсионной системы в среднесрочной перспективе: опыт прогнозирования для России // SPERO. 2014. № 19. С. 7–30.
    16. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в целом по экономике Российской Федерации в 1991–2019 гг. // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. URL: https://www.gks.ru/search?q=среднемесячная+заработная+плата (дата обращения: 19.03.2020).
    17. Федотов А.И. История возникновения пенсионных систем в зарубежных странах // Труды ИСА РАН. 2006. Т. 23. С. 308–316. URL: http://www.isa.ru/proceedings/images/documents/2006-23/308-316.pdf (дата обращения: 15.03.2020).
    18. Федотов Д.Ю. Прогноз развития негосударственных пенсионных фондов России в 2013-2040 гг. в условиях реализации пенсионной реформы // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2013. № 5 (91). С. 13–19.
    19. Эксперт. С новой формулой пенсии не дотянут даже до 30% зарплаты // РБК [сайт]. URL: http://top.rbc.ru/economics/22/11/2013/890517.shtml?utm_source=qip&utm_medium=news.qip&utm (дата обращения: 19.03.2020).

    РФ, Ленинградская область, г. Гатчина, ул. Рощинская, д. 5 к.2